Три года без повторов События

Три года без повторов

Фестиваль камерной музыки Vivarte-2018 срифмовался с картинами Михаила Ларионова

«Viva» – в переводе «живо», а по происхождению – от латинского «жить». Энергетика этого слова когда-то вдохновила известного виолончелиста Бориса Андрианова на создание сразу двух крупных международных фестивалей – Vivacello и Vivarte. И, наверное, прав был писатель Андрей Некрасов, вкладывая в уста капитана Врунгеля знаменитое «как корабль назовешь, так он и поплывет».

В начале первого летнего месяца в Москве прошел III фестиваль камерной музыки Vivarte, организованный Третьяковской галереей и культурно-благотворительным фондом Иветы и Тамаза Манашеровых «U-ART: Ты и искусство».

Основная площадка фестиваля – Врубелевский зал Третьяковки, что вовсе не случайно, ведь во второй половине XIX века в доме мецената Павла Третьякова регулярно проводились музыкальные вечера. Кроме того, Vivarte представляет собой потрясающий пример сочетания и взаимодействия двух искусств: музыки и живописи. Буквально каждый концерт сопровождается показом редко выставляемых работ.

В этом году художественную экспозицию посвятили творчеству выдающегося художника, одного из основоположников русского авангарда Михаила Федоровича Ларионова (1881–1964). Произведения мастера в стиле примитивизма позволяют говорить о нем как о лидере данного течения, а его авторский вариант абстрактной живописи получил даже специальное название «лучизм» (идея в том, что человеческий глаз воспринимает не сам предмет, а отраженные им лучи).

Vivarte стал своеобразным анонсом к большой ретроспективной выставке, которая откроется в Новой Третьяковке на Крымском валу 18 сентября. В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления творчества Ларионова, а также широкий круг его интересов как коллекционера. Пока же на концертах фестиваля демонстрировались «Портрет Н. С. Гончаровой», «Куст сирени в цвету», «Танцующие» и другие произведения художника.

Фестивальная неделя – целый калейдоскоп любопытных музыкальных программ, прозвучавших в уникальных исполнительских составах и инструментальных комбинациях. Кстати говоря, за все три года ни одно произведение не повторилось.

Программу фестиваля открывал «Копельман-квартет», основанный в Лондоне выпускниками Московской консерватории. Коллектив по праву признан одним из лучших в области камерного музицирования: свое мастерство музыканты продемонстрировали в двух, попросту говоря, непростых сочинениях.

В своем Втором квартете Сергей Прокофьев решал задачу соединения «нового и нетронутого восточного (кабардинского) фольклора с самой классичной из классических форм». Например, вторая часть требует от исполнителей особой утонченности, ее музыкальный материал все время «пульсирует» как бы между Adagio и Скерцо, что было прекрасно подмечено и искусно сделано «Копельман-квартетом».

Квартет Дмитрия Шостаковича под тем же номером, как и недавно прозвучавший прокофьевский, – совершенно другой и, кажется, более «опасный». На первый взгляд, музыка бесконфликтна, даже оптимистична. Благо, музыканты хорошо и по-настоящему образованы и не лишены музыкальной интуиции, подсказавшей им «ключ» к подтекстам композитора.

В центре первого концерта фестиваля прозвучал Дуэт для скрипки и виолончели Золтана Кодая. Первыми исполнителями этого сочинения были скрипач Имре Вальдбауэр и виолончелист Пал Герман, тогда в одной из газет опубли­ковали восторженную рецензию: «И публика, и знатоки почувствовали, что перед ними настоящее, глубоко поэтическое искусство». Теперь специфику и темперамент венгерского колорита в сочетании с его чуть пафосной, немного экспрессивной «огранкой» удалось исполнить не менее великолепному по качеству ансамблевой игры дуэту Михаила Копельмана и Бориса Андрианова.

Андрей Пушкарев

В другом концерте фестиваля можно было услышать Квартет для струнных (2016) композитора и всемирно известного пианиста Евгения Кисина. Соседство его Квартета с музыкой Гайдна, Шостаковича и Глинки, конечно, вызывало небольшие опасения. Оказалось, что напрасно: или из-за подчеркнутой трагичности замысла, или по причине высококлассного исполнения «Копельман-квартета». Музыка Кисина, безусловно, вдохновенна и наполненна, но вместе с тем требует многократного к ней обращения, что скорее хорошо.

Стилевой спектр фестиваля также необычно широк. Есть всё: барокко, классический и романтический периоды, импрессионизм и даже джаз! Особенно запоминающимся моментом среди всей разнообразной программы стало, пожалуй, выступление Андрея Пушкарева (вибрафон). Ему удавалось что-то невероятное: сочетать необходимую свободу и непредсказуемость, при этом одновременно чувствовать и точно следовать рациональным каноническим формам и закономерностям. Хотя это не так и удивительно, ведь в его исполнении прозвучали собственные импровизации на двухголосные инвенции И. С. Баха. Каждая из них написана «в настроении» великих джазовых пианистов – от короля регтаймов Скотта Джоплина до современного нам виртуоза Мишеля Камило. Стоит только представить, как знакомые мелодии Баха звучат в тембральной окраске вибрафона – фантастика!

Другой жемчужиной фестиваля могла бы стать «Сказка о беглом солдате и черте» Игоря Стравинского. «Наш солдат, – писал композитор, – определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность пьесы в прочих отношениях». Как раз именно нейтрально выполнили свою «миссию» актеры театра и кино Илья Лыков и Дмитрий Смолев, выразительности и драматургической продуманности им явно недоставало. Хотя музыкальная часть, конечно, заслуживает всяческих похвал. Прекрасно, ярко и интересно свои партии исполнили Элиас Файнгерш, Игорь Федоров, Михаил Шиленков, Сергей Накаряков, Илья Грингольц, Григорий Кротенко и Николай Ермаков.

На закрытие фестиваля организаторы подготовили «Музыкальный променад». Прогулку вместе с музыкантами можно было совершить по маршруту: Двор Инженерного корпуса Третьяковской галереи – Новая Третьяковка – парк «Зарядье». В первом «месте встречи», почти в экстремальных погодных условиях разножанровую, «полулегкую» музыку сыграли Борис Андрианов (виолончель), Игорь Федоров (кларнет) и Дмитрий Илларионов (гитара).

В Третьяковке на Крымском валу моноспектакль «Магия тромбона» представил шведский музыкант, актер и режиссер, автор оригинальных музыкально-театральных проектов Элиас Файнгерш. В этом шоу он и композитор, и исполнитель, и драматический актер, и клоун, и мим! И все получалось с фееричным блеском.

Самый последний, как принято называть, ночной концерт – бенефис Алексея Айги и ансамбля «4’33’’». Проект музыкантов можно считать чем-то на стыке камерного оркестра, рок-группы и джаз-бэнда. Их музицирование кинематографично, в этом смысле звучащие саундтреки идеальны: вызывают массу ассоциаций и аллюзий.

Почему Vivarte с каждым годом набирает обороты и укрепляет свои позиции? Простой ответ на этот вопрос дал художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов: «Убежден, что камерное музицирование – это ярчайшее проявление любви к жизни! Артисты самого разного возраста, опыта и темперамента собираются вместе, чтобы сочинить новую историю, полюбить ее и рассказать слушателям. Именно в камерном жанре рождается особенная, таинственная связь между автором, исполнителем и слушателем».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»