Шнитке, диалог с историей События

Шнитке, диалог с историей

Музыкальные отражения эпохи нонконформизма

В Институте искусствознания состоялся первый концерт-лекция, посвященный советской музыке послевоенного авангарда. В стенах Зеркального зала прозвучали произведения Альфреда Шнитке.

Государственный институт искусствознания (ГИИ) и Музей AZ (Музея Анатолия Зверева) при поддержке журнала «Музыкальная жизнь» в рамках научно-исследовательской программы «Советское неофициальное искусство 1950–1980-х годов» запустили музыкальный лекторий «Сюита зеркал», повествующий об отечественных композиторах, дебютировавших на рубеже 50–60-х годов прошлого столетия. Сезон 2018/2019 познакомит публику с творчеством Андрея Волконского, Николая Каретникова, Софьи Губайдулиной, Арво Пярта.

«Сюита зеркал» – вокальный цикл Андрея Волконского для сопрано и инструментального ансамбля (флейта, скрипка, ударные, орган piccolo), написанный в 1959 году на текст испанского поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки. Выбор такого названия для всего сезона объяснила музыковед и лектор Светлана Ильинична Савенко: «В данном случае оно удачно вписалось в наш цикл, потому что это действительно такие отражения, зеркала, которые мы будем поворачивать в сторону то одного, то другого композитора».

Прологом к циклу послужили лекция об Альфреде Шнитке и концерт из его камерных сочинений в исполнении солистов ансамбля «Студия новой музыки» Марины Рубинштейн (флейта), Моны Хабы (фортепиано), Станислава Малышева (скрипка), Екатерины Марковой (альт), Ольги Галочкиной (виолончель).

На рубеже 50–60-х годов страна переживала культурный «вакуум», о западных тенденциях XX века не говорили. Вопреки официальной идеологии, в эпоху оттепели возникло поколение молодых советских композиторов-нонконформистов, рожденных в 1930-е. Их стремление обновить музыкальный язык, опираясь на идеи европейского авангарда, поддержали исполнители-музыканты, которые хотели играть по-настоящему современную музыку, и слушатели. Одним из ярких представителей этого поколения был Альфред Шнитке.

Шнитке начинал как приверженец традиции, практически неизвестной в Советском Союзе, но принятой на Западе, – традиции нововенской школы, техники 12-тонового письма. На ее основе возник оригинальный стиль художника. Шнитке является одним из родоначальников метода полистилистики – сочетания в одном опусе элементов разных музыкальных стилей, цитат, аллюзий. Принято считать, что с этой техники начинается постмодернизм в нашей музыке.

Программа вечера была построена на контрастах: образных, стилевых. Она состояла из сочинений, написанных в разное время, начиная с 60-х годов и заканчивая 90-ми. Первый номер – Сюита в старинном стиле для флейты и фортепиано (1972). Работая по модели барочной сюиты, Шнитке создает произведение, близкое к подлинной музыке той эпохи. Исполнение Марины Рубинштейн и Моны Хабы было достаточно свободным относительно барочных регламентов, в некоторых местах порой слышались интонационные недочеты у флейты, однако в целом все звучало гармонично и интересно.

«Посвящение Паганини» для скрипки соло, написанное десятью годами позже, исполняли многие знаменитые скрипачи. Среди них – Гидон Кремер, крупнейший мастер, благодаря которому сочинения Шнитке стали исполнять на главных музыкальных площадках, таких как, например, Большой зал Московской консерватории. Это зашифрованное письмо с постоянными аллюзиями на Паганини и даже намеком на историю, согласно которой однажды на концерте у маэстро порвались струны, и ему пришлось играть на одной. Исполнитель «A Paganini» Станислав Малышев продемонстрировал удивительную виртуозность, экспрессию, создав по-настоящему мефистофельский облик легендарного скрипача и заставив публику слушать его с замиранием сердца.

Один из ранних опусов, написанный в 1966 году, – Вариации на один аккорд для фортепиано. В этой пьесе один аккорд – это 12 звуков хроматической гаммы, расположенные в разных диапазонах фортепиано. Каждый звук из двенадцати проявляется только в той октаве, где был записан изначально, не покидая свое место. Этот принцип определяет всю концепцию вариаций. Пианистка Мона Хаба выстроила свое видение этого произведения через контрасты: динамические, темповые, драматургические. Именно они позволили ей передать внутреннюю пульсацию и развитие внутри пьесы.

Импровизация для виолончели – одно из самых поздних сочинений композитора. Она была написана по заказу Мстислава Ростроповича как обязательное сольное произведение для конкурса виолончелистов в Париже в 1994 году. Пожалуй, главные задачи в исполнении этой пьесы – показать виртуозное владение инструментом и его тембровые и регистровые возможности, с чем благополучно справилась Ольга Галочкина.

Финальным номером концерта стало исполнение Фортепианного квартета Густава Малера, над которым он начал работать в возрасте 16 лет и не закончил. Композитор сочинил первую часть и несколько тактов второй – Scherzo. Этот опус был обнаружен после его смерти и привлек внимание исполнителей. Одним из первооткрывателей квартета был Гидон Кремер, по просьбе которого Шнитке написал вторую часть. Это фантазия-диалог с Малером, вариации на тему, которая звучит только в конце. В исполнении солистов ансамбля «Студия новой музыки» квартет прозвучал не просто как сопоставление разных стилей, а столкновение разных миров: романтического малеровского и постмодернистского мира Шнитке.

Зеркальный зал Института искусствознания был переполнен – зрителям пришлось идти за дополнительными стульями в фойе. Вечер, посвященный творчеству Шнитке, – начало погружения в ретроспективу той эпохи, которая определила ход истории отечественной музыки вплоть до наших дней. Услышать музыкальные отражения времен «оттепели» – возможность, которую не следует упускать.

Снежинки над Шаляпиным События

Снежинки над Шаляпиным

В Казани прошел 39-й Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина

Ледяные цветы на ветру События

Ледяные цветы на ветру

Свой «Прогноз погоды» предложил ансамбль солистов «Студия новой музыки»

Ваш голос учтен События

Ваш голос учтен

Пермская опера презентовала хор Parma Voices

Послушать ароматы Франции и раствориться События

Послушать ароматы Франции и раствориться

В «Зарядье» впервые в новом году прошли симфонические концерты musicАeterna с музыкой Дебюсси, Равеля и Стравинского