Двойной юбилей, или танцевальные вехи События

Двойной юбилей, или танцевальные вехи

Торжественными выпускными концертами на Исторической сцене Большого театра Москва отметила славные даты двух старейших и легендарных балетных школ отечества – 280-летие Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и 245-летие Московской государственной академии хореографии.

Обе школы, сформировавшие облик русского балета, издавна (гласно и негласно) ведут конкурентный диалог двух столиц о традиции и особенностях стилей. Академизм, эстетически воплощенный в выдающихся питомцах обоих учебных заведений, создал идеальный образ русского балетного артиста, востребованного во всем мире и универсально владеющего виртуозной техникой и яркой харизмой.

Днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы (сегодня Академии русского балета имени А.Я.Вагановой) принято считать 4 мая 1738 года, когда Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». В 1773 году указом другой императрицы, Екатерины II, при Московском воспитательном (сиротском) доме были созданы классы изящных искусств, в состав которых входил и класс танцевания. Оба престижных училища, пережив виражи смутных исторических времен, сменив названия, побывав даже хореографическими техникумами, продолжают исправно ковать высокопрофессиональные балетные кадры для разветвленной сети российских балетных театров и танцкомпаний в разных уголках планеты. Вагановка великолепно вписана в архитектурный ландшафт Северной Пальмиры, а ее адрес – улица Зодчего Росси – приобрел дансантную лейтмотивность.  МГАХ же утопает в зелени респектабельных Хамовников в воздвигнутом Софьей Головкиной еще в советскую эпоху просторном дворце танца, впечатляющем и сегодня своим размахом и функциональностью.

Какой школе отдать предпочтение – вопрос риторический. Петербургско-ленинградская плеяда – Павлова, Нижинский, Спесивцева, Фокин, Горский, Баланчин, Уланова, Семенова, Григорович, Барышников, Нуреев, Макарова (правда, все сделали карьеру не в Петербурге) или московский «дивизион» – Мордкин, Мясин, Мессерер, Моисеев, Лепешинская, Плисецкая, Фадеечев, Васильев, Максимова, Лавровский, Лиепа, Бессмертнова – имена, вызывающие вальсирующее головокружение!

Оба учебных заведения приурочили концерты к 200-летию мэтра балетного академизма Мариуса Петипа, включив в свои программы его произведения. МГАХ подготовил грандиозный концерт в трех отделениях из классических опусов, станцованных на отличном исполнительском уровне. Названия программы вечера символично перекликались с репертуаром Большого.  Конечно, ректор Марина Леонова резонно ориентирует подготовку выпускников Московской академии хореографии на возможность их влиться в балетную труппу главного театра страны. «Танцы корсаров» и «Оживленный сад» (Елизавета Егорова – Медора, Анастасия Дедикина – Гюльнара) из «Корсара», «Танец с барабаном» из «Баядерки», «Венгерский танец» из «Раймонды» были станцованы так отменно, что молодых артистов впору назвать вторым составом Большого. А технический уровень юных танцовщиков позволяет им убедительно и виртуозно исполнять классическую хореографию, которая не каждому и взрослому артисту бывает по ногам.

Па-де-де Медоры и Конрада достойно исполнили Елизавета Кокорева и Денис Захаров, в Адажио с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» хорошо показалась Стефания Гаштарска, в па-де-де из «Тщетной предосторожности» живо выступили Александра Трикоз и Игорь Горелкин, а Полина Афанасьева (Эсмеральда) и Дмитрий Смилевски (Гренгуар) превратили па-де-сис из «Эсмеральды» в маленький драматический спектакль.

Выпускники и студенты АРБ имени А.Я.Вагановой в первом отделении показали хореографические отрывки по мотивам Мариуса Петипа: «Розарий» из «Пробуждения Флоры», Pas d’action из «Наяды и Рыбака» и «Танцы часов» из оперы «Джоконда».  Мария Хорева (в партиях Авроры и Ночи) и Мария Буланова (Геба) произвели самое благоприятное впечатление. Второе отделение представляли балетные школы из Копенгагена, Милана, Москвы, Сеула, Токио, Штутгарта.  Каждая была по-своему интересна и демонстрировала неповторимый стиль. Молодые артисты исполнили хореографию Мариуса Петипа, Августа Бурнонвиля, Ролана Пёти, Марко Гёке, Асами Маки.

В заключительном отделении ожидаемый огромный успех выпал на долю артистов Большого театра (выпускников АРБ разных лет), принявших участие в гран па из «Пахиты» вместе со студентками старших курсов, а также воспитанниками младших и средних классов Вагановской академии. Публика могла воочию убедиться, что Москва в прибыль к петербургскому академизму добавила исполнительского лоска, танцевальной объемности и витальности.  Блистали Светлана Захарова (партнерствовал Денис Родькин, аутентичный москвич), Ольга Смирнова, Ксения Жиганшина, Алёна Ковалёва.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады