Взывая к теням предков События

Взывая к теням предков

Старейший музыкальный коллектив Европы – Саксонская государственная капелла Дрездена под управлением своего художественного руководителя Кристиана Тилеманна выступила в Москве, Петербурге и Калининграде, представив ряд действительно выдающихся концертов

Среди симфонических оркестров мира Дрезденская капелла – явление действительно уникальное. С года основания (1548) за четыре с половиной столетия непрерывной и славной истории с ней сотрудничало, наверное, рекордное количество гениальных композиторов и музыкантов, чьи имена уже давно зачислены в пантеон мирового искусства: от Генриха Шютца и Антонио Лотти до Рихарда Штрауса и Карла Бёма.

Кристиан Тилеманн возглавляет оркестр с 2012 года, ежегодно руководя постановкой нескольких спектаклей на сцене Дрезденской Земперопер (так, в январе этого года он продирижировал тетралогией Вагнера «Кольцо нибелунга») и выступая с симфоническими концертами. Дирижер с удовольствием приезжает в Россию, меломанам памятны его концерты в Москве и Петербурге с Венским и Мюнхенским филармоническими оркестрами.

Наряду с российскими столицами на карте нынешних гастролей не случайно появился и Калининград. Тилеманн давно увлекается историей Восточной Пруссии, даже написал в соавторстве и выпустил книгу про замок Фридрихштайн, разрушенный уже в советские годы. Центр этой земли, Кёнигсберг, переименованный в 1946 году в честь скончавшегося «всесоюзного старосты», до разрушительной бомбардировки в 1944 году был одним из красивейших европейских городов. В 2010 году Тилеманн уже приезжал на западные рубежи нашей страны вместе с Венским филармоническим оркестром, чтобы почтить память немецкого композитора Отто Николаи, родившегося в 1810 году в Кёнигсберге.

По организационным причинам концерт прошел на неприспособленной для академической музыки площадке. Несколько лет Тилеманн мечтал выступить в стенах восстановленного уже в наше время Кафедрального собора, рядом с которым похоронен знаменитый философ Иммануил Кант, и, наконец, его желание исполнилось. Если для Москвы и Петербурга была приготовлена классическая, привычно составленная программа (увертюры к операм «Оберон» и «Эврианта» Вебера, Второй фортепианный концерт Листа (солист Денис Мацуев) и Четвертая симфония Брамса), то для Калининграда был выбран «Немецкий реквием» Брамса, сыгранный с таким артистическим совершенством, которого стены собора, функционирующего сегодня как концертно-выставочный зал, точно не помнили за время советской истории.

Выбор этого сочинения, конечно же, был неслучаен и обусловлен рядом причин. Составивший сам на основе Священного Писания тексты для своего «Реквиема», Брамс говорил, что охотно вместо слова «немецкий» поставил бы слово «человеческий». В своем произведении он больше сделал акцент на уповании в торжество добра и милосердия, красочно живописуя свою излюбленную тему противостояния человека перед лицом неумолимого времени. Семь частей «Немецкого реквиема» подобны семи эмоциональным стадиям, от блаженного умиротворения до горького отчаяния, от страхов и сомнений до твердой веры.

Уже с первых звуков «Реквиема», раздавшихся в воскресный майский вечер в сводах собора, стало ясно, что дирижер не просто совершенным образом наизусть интерпретирует партитуру, но творит самый настоящий обряд, посвящая его когда-то жившим в этом месте людям, среди которых были и выдающиеся умы, и военные таланты, и простые ремесленники. Исторические фотографии Кёнигсберга дают представление об архитектурном ансамбле, буквально сметенном войной с лица земли. Сегодня собор стоит в гордом одиночестве среди деревьев на острове, омываемом протоками реки Преголя, и почти ничто не напоминает того, что когда-то этот район был плотно застроен старинными домами, и что там интенсивно шла жизнь.

Кристиан Тилеманн и Дрезденская государственная капелла в Кафедральном соборе Калининграда

Властным дирижерским жестом Тилеманн словно вызывал «тени ушедших предков», и подобно Китежу, поднимался прекрасный город, с возвышающимся силуэтом старинного замка, где сейчас высится уродливый советский недострой, черепичными крышами аккуратных домиков, с острыми шпилями старинных церквей, с немецкими вывесками, с горожанами, спешащими по своим неизменным делам. Бесчисленные «тени» прошлого словно заполняли собор под мерные удары литавр, звучащих во второй части «Ибо всякая плоть – как трава», и с удивлением взирали на современных россиян, не имеющих никаких корневых связей с тем краем, где они сейчас живут. Интересно, что отдельные слова «Немецкого реквиема» практически совпали с эпитафиями, выгравированными на вмурованных в стены собора старинных могильных плитах: «…Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь», «…Но я хочу, чтоб мой Спаситель жил и меня потом из недр земли к блаженству пробудил», «…Если это славное деяние, то оно в том, чтобы чистым сердцем почитать Бога и украшать жизнь добрыми нравами…» Воля дирижера словно наделяла особой медиумной силой артистов хора, оркестра и солистов. Изумительный мягкий и бархатный баритон Кристоф Поль в третьей части «Господи, дай знать мне о конце дней моих…», звонкое сопрано Кристиана Карг в пятой «Так и вы теперь имеете печаль» обращались к залу словно от лица давно ушедших из жизни личностей. Имеющий особое расположение к опере Кристиан Тилеманн превратил сочинение Брамса в настоящую духовную драму, в которой участниками становились и музыканты, и слушатели, и даже стены собора, и где музыка была непобедимой божественной силой, способной воскресить все самое лучшее и благое в человеке.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии