Высший эшелон в Третьяковке События

Высший эшелон в Третьяковке

Слово, музыка и живопись в зале № 16 на Крымском Валу

В новой Третьяковке открылся первый музыкальный фестиваль. Приглашенными артистами стали мировые звезды: Кристоф Барати, Юрий Башмет, Борис Березовский, Александр Князев, Государственный квартет имени Бородина и солисты Музыкальной Академии города Кронберг.

В одной из статей политолог и журналист Сергей Медведев пишет о том, что именно русский авангард остается наиболее ликвидной и конвертируемой частью нашего культурного наследия. Действительно, Россия в начале прошлого столетия была среди самых передовых по своим художественным идеям стран. Направления и тенденции, возникавшие одни за другими и зачастую существовавшие одновременно, мгновенно находили отклик на Западе. Между тем, смелое и радикальное искусство XX века долго считалось в нашей стране антинародным и формалистичным, да и сегодня немногие понимают его ценность и масштабы. Стараясь привлечь к этому внимание, Третьяковская галерея, галерея «Триумф» и композитор Игорь Райхельсон организовали фестиваль, в котором музыка, живопись и художественное слово призваны погрузить публику в культурное пространство прошлого столетия.


Игорь Райхельсон

Игорь Райхельсон: «Идея создания Т фестиваля («Т» – сокра­щенно «Третьяковка». – Прим. ред.) родилась полтора года назад у моего хорошего друга Емельяна Захарова, руководителя московской галереи современного искусства “Триумф”. Такой формат, где зрители не просто приходят на концерт, а имеют возможность насладиться шедеврами живописи, литературой, поэзией, показался нам интересным. Мы решили встретиться с Зельфирой Исмаиловной Трегуловой, директором Третьяковской галереи. Ей эта идея очень понравилась. Изначально мы хотели проводить концерты в разных залах. Если это музыка соцреализма – значит, мы идем в зал соцреа­лизма. Из-за ремонта пока мы делаем все в зале (№ 16). Для нас важно находить новые способы самовыражения. Мы стараемся выбирать произведения, которые редко исполняются, приглашаем одних из лучших мировых музыкантов и артистов театра и кино».

В программе фестиваля – пять концертов (все они транслируются на Яндексе, и желающие могут найти их в свободном доступе). Каждый из них наделен своим особенным лейтмотивом. «Игры разума» – первый в цикле – повествовал зрителям о том, какое место эпоха барокко занимала в искусстве XX века. Кристоф Барати (Венгрия), скрипач с мировым именем, блестяще исполнил две сонаты для скрипки соло Эжена Изаи и Белы Бартока. Это виртуозные произведения, насыщенные своими техническими трудностями – четырехзвучными аккордами, частой сменой приемов, эффектами сложной полифонической фактуры. В завершении концерта прозвучал извечный скрипичный «хит» – ре-минорная партита Баха. И хотя это сочинение не вполне согласуется с задачей, которую декларируют организаторы – находить малоисполняемые произведения, полагаю, что желание г-на Барати отдать дань композитору, к которому восходят традиции жанра сольной скрипичной сонаты, имеет прочные основания. Оба других сочинения вечера – сонаты Изаи и Бартока – находятся в живом и полнокровном диалоге с признанным шедевром Баха.


Борис Березовский

Второй концерт фестиваля получил название «Витебск». Витебск в 1910–1920-х годах – очень яркий и своеобразный художественный центр с сильными корнями еврейской культуры. С этим городом связаны имена таких художников, как Юдель Пэн, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Ефим Минин, Осип Цадкин, и, конечно, Марк Шагал. Концерт преподнес публике несколько сюрпризов. Во-первых, это картина Шагала «Венчание», которую повесили на стенд перед зрительным залом. Во-вторых, одним из произведений в репертуаре вечера стала премьера Квинтета для фортепиано и струнных «Далекие сны детства» Игоря Райхельсона. Правда, на концерте почему-то об этом не сказали. То, что произведение было исполнено впервые, я узнала лично от самого композитора: «Витебск – город, где я родился. Квинтет базируется на тех еврейских мелодиях, которые я слышал от моего деда в детстве. Это произведение посвящено ему».

Тема еврейского фольклора пронизывает весь второй концерт. В исполнении солистов Музыкальной Академии города Кронберг прозвучало первое Трио Шостаковича, а также Трио для скрипки, альта и виолончели Гидеона Кляйна – чешского композитора еврейского происхождения, малоизвестного среди русской любительской публики.

Приглашенными артистами третьего концерта, «Единение противоположностей», стали Борис Березовский (фортепиано) и Александр Князев (виолончель). Неожиданно вечер открыла «Соната-реминисценция» Николая Метнера, которой изначально в программе не было. Пианист шутливо объяснил это «осенним настроением» и затем исполнил шесть этюдов и Пятую сонату Скрябина.

Князев и Березовский играют в дуэте уже не первый раз. Их совместный концерт состоялся еще в 2008 году и был посвящен пятидесятилетию конкурса Чайковского. Тогда артисты отдали предпочтение Брамсу и Франку. В этот раз была соната Рахманинова.


Марк Бушков

Следующие два концерта обещают быть не менее впечатляющими: в конце октября публика услышит Юрия Башмета и «Солистов Москвы» в программе «Музыка “Страны, которой нет”», а в конце ноября – государственный Квартет имени Бородина. Заманчива и программа: Тринадцатый квартет Николая Мясковского, Прелюдия и скерцо, фортепианный Квинтет Дмитрия Шостаковича, Элегия и Токката для гитары с оркестром Александра Иванова-Крамского, Концертино для скрипки и струнных Мечислава Вайнберга, Камерная симфония для струнных и литавр Эдварда Мирзояна, Первый квартет Игоря Райхельсона.

О литературной составляющей фестиваля стоит сказать отдельно. Организаторы пригласили лучших представителей отечественного театра и кино. Среди них – и еще только набирающие популярность, такие как Анастасия Пронина, и уже состоявшиеся мэтры: Игорь Ясулович, Александр Филиппенко. Приготовленная артистами программа захватывает: поэзия Бориса Пастернака, Семена Кирсанова, Юрия Левитанского и Жака Превера, покорившего Советский Союз в 1930-е годы, – все это литература, в которой, как и в живописи и музыке тех лет, бьется живой пульс эпохи. На одном из концертов публике был представлен фрагмент из автобиографического романа Марка Шагала «Моя жизнь».

«Концерты в музее» едва ли можно назвать открытием – они уже долгие годы существуют и у нас, и за рубежом. Между тем, Т фестиваль – яркое и значимое событие в жизни Третьяковской галереи. Организаторы уже планируют проведение второго, но имена артистов пока еще держат в секрете. Зато озвучили скромное желание: «Мы хотим, чтобы это был высший эшелон».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди