В поисках потерянного рая События

В поисках потерянного рая

Симфонические произведения Алексея Рыбникова прозвучали на фестивале «Concordia» – впервые в Казани

Фестиваль, носящий имя Софии Губайдулиной, придуман Александром Сладковским, чтобы приучить казанскую публику слушать и любить современную музыку. Стилистический спектр программ «Concordia» всегда предельно широк и отражает истинное положение дел: нет сейчас единого канона, как надо писать музыку, каким языком общаться с современниками. Кто-то из композиторов ощущает мир как некий загадочный универсум и «пугает» публику невиданными звуковыми эффектами, другие ищут демократические способы коммуникации – пишут красивые мелодии, укладывая их в традиционные формы.

Умело перемешивая авангард и академизм, Сладковский предлагает публике увлекательный квест со многими неизвестными – ведь, как правило, почти все произведения на фестивале звучат в Казани впервые. Нынешний год не стал исключением. На открытие приехал лидер петербургской школы Сергей Слонимский, и в его присутствии Госоркестр Татарстана сыграл Симфонию №33 и Симфоническую поэму «Восхождение и триумф», осуществив ее мировую премьеру.

Общение с живым композитором – это всегда экзамен, который сдает дирижер, оркестр. Ведь ноты, динамические обозначения, размер – всего лишь шифр, некие мертвые символы и значки. И задача исполнителя – «угадать» замысел композитора, уловить пульс, энергетику, заложенные в партитуру. Второй концерт фестиваля целиком посвятили еще одному классику – Алексею Рыбникову, автору музыки к легендарным рок-операм «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и не только. Для Казани Александр Сладковский выбрал его серьезные симфонические сочинения, и было интересно наблюдать на репетиции, как Алексей Львович придирчиво выверял темпы, ища вместе с дирижером идеал звучания.

Момент истины открылся уже во время концерта, когда Сладковский, как медиум, вводил в транс не только аудиторию, но и автора. По признанию Рыбникова, он «наслаждался интерпретацией, открыв для себя какие-то новые смыслы, и порой уносился мыслями в иные миры».

Удачно составленная программа представила разные периоды творчества Рыбникова.  Триптих «Симфонические картины» возник как собрание трех сочинений, созданных абсолютно самостоятельно. Все началось с дерзкого, острого по гармоническому языку концертного каприччио «Скоморох» – опуса 24-летнего аспиранта Московской консерватории Рыбникова, созданного в 1969 году. Брутально-гротескная токката, в финале сменяющаяся тишайшей нирваной с шелестом глиссандо струнных и флейтовыми репетициями, уже репрезентирует эстетику композитора: обостренное ощущение тревожности и напряженности сиюминутного бытия, поиски и попытки обретения «потерянного рая», а в стилистике – ясное понимание драматургии целого, умение создать красочные оркестровые картины, кинематографичность в эффектной смене ракурсов и состояний. «Ночная песнь» запомнилась проникновенной мелодичностью, а главная тема напомнила об этимологии названия – «ноктюрне»: солирующая скрипка Алины Якониной пела о красоте мира, о неизменной торжественности природы, противостоящей любимым человеческим катаклизмам.

В «Ночной песне» и дальше, в «Музыке Ликии», посвященной гибели древней цивилизации, удались контрасты между сосредоточенными на внутреннем переживании эпизодами (отметим особо удивительный монолог контрафагота) и грандиозными кульминационными нарастаниями, когда бушующий оркестр, казалось, сотрясет стены Зала имени Сайдашева.

Но впереди ожидалось главное событие – Симфония №6, которую сам композитор назвал симфонией «сумерек». В четырех частях рисуется нечто апокалипсическое, на что указывают и подзаголовки: вначале – «Метаморфозы ангела света», затем Токката Macabre – демонические картины, где после нечеловеческого напряжения происходит полное крушение вселенной. Лирическим центром симфонии становится Сарабанда Angelica, трагическое надгробное слово, как последняя передышка перед финальной битвой.

Ошеломительный успех и стоячие овации в финале вечера адресовались не только творцу прекрасной музыки, но и оркестру под управлением Александра Сладковского. Маэстро точно почувствовал дерзость и грандиозность смыслов сочинений Рыбникова, став равным соавтором, а оркестр реализовал их с искренней увлеченностью, инструментальным качеством и мастерством, вновь подтвердив свое высокое реноме. Ну, а главное, что Алексей Рыбников уже задумался о новой симфонической партитуре – специально для Александра Сладковского и ГСО РТ, и впереди – радость сотворчества близких по духу музыкантов.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди