Страсть в красоте События

Страсть в красоте

Третий фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» продолжился на Новой сцене Большого театра, где Астраханский театр оперы и балета представил «Тоску» Пуччини

«Тоска» относится к числу самых репертуарных опер мира. Многие театры посчитали бы за честь обратиться к этому шедевру. Для Астраханского театра премьера «Тоски» шесть лет назад в другом здании и с другими техническими возможностями до сих пор памятна. В буклете дирижёр спектакля Валерий Воронин отметил, с каким энтузиазмом исполнители главных ролей подошли к задаче. Очень интересны и его взгляды на то, каковы основные эстетические и сюжетные мотивы в либретто — «красота в страсти и страсть в красоте».

Вместе с красотой в либретто, адаптированном по одноименной французской пьесе, затронут целый комплекс проблем (насилие над человеком, садизм, злоупотребление власть в личных целях, шантаж и многие другие), которые существовали с начала цивилизации и никуда не исчезли. В связи с этим исторические аллегории режиссером-постановщиком Константин Балакиным проводятся достаточно ясно: кабинет Скарпиа во втором действии подозрительно похож на пыточные комнаты Лубянки, а телефон, с которого отдаются распоряжения — на «расстрельную трубку».

Вообще, общий тон спектакля чрезвычайно мрачный. Невольно возникает ощущение клаустрофобии от того, как сжимаются стены комнат, еле освещенных тусклым светом — таково продуманное решение художника по свету Ирина Вторниковой. Оформление сцены тоже аскетично, в желто-синих тонах. На этом фоне превосходно выделяется красное платье Тоски, разработанное сценографом Еленой Вершининой. Прочие главные персонажи не щеголяют роскошными нарядами, хотя массовка была индивидуализирована, и была «населена» довольно разношерстной публикой.

Отдельно отметим задник сцены, с которого на зрителей взирал огромный силуэт Фемиды, богини правосудия. Безусловно, самая яркая сцена опера — это финал, когда одновременно с низвержением Тоски Фемида вознеслась к небу, символизируя реальную судьбу героини. А следом за ней в воздух взлетело то самое красное платье…

Характер Флории Тоски Еленой Разгуляевой был передан очень ярко и точно. Она как человек вовсе не идеальна и довольно ревнива, что демонстрируется в первом действии, но она же потом до последнего готова защищать Каварадосси, слыша его мучения. Такого персонажа нельзя показать только лирически или только драматически, необходимо чередовать обе стороны. Как трогает Vissi d’arte, праведное исповедание, сразу после рыданий Тоски! Как почти по-животному звучат её гневные выкрики на Скарпиа!

Каварадосси в исполнении Виталия Ревякин показался больше лирическим героем, чем приверженцем революции. В голосе было порой слишком много надрыва. Это, однако, помогло ему найти нужный тембр для знаменитой предсмертной арии E lucevan le stelle.

У Скарпиа схожая ситуация с Яго — сам персонаж может быть трактован двойственно, как «обыкновенный злодей», серый и пустой или как демонический, упивающийся болью садист. В данной постановке Балакин намеренно сделал акцент на первой трактовке. Скарпиа–Сергей Москальков с достоинством носит мундир и чинно марширует по сцене. Вкупе с отсутствием характерных сольных фрагментов это снижает интерес к нему.

Персонажи второго плана — Анджелотти (Андрей Пужалин), Ризничий (Вадим Шишкин) и Сполетта (Иван Михайлов) — постарались отыграть свои эпизоды так, чтобы запомниться зрителю. Лучше всего это удалось Шишкину. Классическая комедия положений и выразительная мимика принесли певцу горячие аплодисменты, какие собственно заслужил и весь спектакль. Качественная, продуманная в деталях, столичного класса постановка, с которой поздравим его создателей.

Нина Стемме: <br>Бельканто –  ​основа Вагнера События

Нина Стемме:
Бельканто – ​основа Вагнера

В Шведской Королевской опере в Стокгольме состоялась церемония вручения Приза Биргит Нильссон, обладательницей которого стала всемирно известная сопрано Нина Стемме

Знакомый незнакомец События

Знакомый незнакомец

В столице Приволжья завершился масштабный фестиваль «Другая музыка. Пярт»

Московский «Цирюльник» События

Московский «Цирюльник»

Большой театр после долгого перерыва вернул в репертуар «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини – ​оперу, которую невозможно не любить и которую так трудно хорошо спеть и свежо поставить

В мечте о свете и покое Без рубрики

В мечте о свете и покое

Историческая реконструкция последнего концерта Чайковского в Большом зале Московской консерватории