События лета События

События лета

Борис Годунов, Дочь фараона, Енуфа, Медея, фестиваль в Вербье и Байройтский фестиваль

Петр Поспелов
музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»

6–9 июля «Борис Годунов» и
19–22 июля «Дочь фараона»
в Большом театре

В июле Большой театр покажет два своих классических спектакля – оперу «Борис Годунов» и балет «Дочь фараона». Оба они идут на Исторической сцене театра, периодически возобновляясь, ветшая, сходя со сцены и снова возобновляясь. На фоне других спектаклей, в которых главный театр страны пытается доказать свою причастность к современным театральным поискам, эти два мастодонта демонстрируют удивительную живучесть.

«Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского был поставлен в 1948 году, когда принято было исполнять эту оперу в редакции Николая Андреевича Римского-Корсакова. В мире она давно уже стала анахронизмом: повсюду идет оригинал Мусоргского, нередко и в первой, совсем уж аскетичной редакции. Однако в Большом помпезная и благозвучная версия Римского-Корсакова сохраняет право на художественную самостоятельность, поскольку именно она совпадает с обликом спектакля, придуманным выдающимся театральным художником Федором Федоровским и режиссером Леонидом Баратовым. Последнее капитальное возобновление «Бориса» было предпринято в 2011 году, и вот опера опять идет – по старинке, с тремя антрактами, а дирижирует ею сегодня сам главный дирижер Большого театра Туган Сохиев, что подчеркивает государственную важность спектакля в афише Большого. Партию мятущегося царя Бориса по очереди поют лучшие московские басы – Дмитрий Белосельский и Дмитрий Ульянов.

Балет «Дочь фараона» появился на сцене Большого театра в 2000 году, и можно бесконечно спорить о том, какое отношение имеет работа французского хореографа-реставратора Пьера Лакотта к тому спектаклю, который поставил по повести Теофиля Готье «Роман мумии» Мариус Петипа для Большого театра в 1862 году – правда, это был петербургский Большой театр, иначе называвшийся Каменным. Можно также бесконечно спорить о том, хороша ли музыка балета, написанная Цезарем Пуни. Если не сравнивать музыку Пуни с музыкой Мусоргского или Римского-Корсакова, то она очень хороша. Более того, ни тот, ни другой так написать бы не смогли. А главное – музыка Пуни прекрасно подходит вампучному сюжету, романтичным египетским декорациям и восхитительным классическим танцам. Сегодня «Дочь фараона» в руках безукоризненного балетного маэстро Павла Клиничева, а танцуют его все лучшие – от примадонн в партии Аспичии до последних рядов кордебалета – балетные артисты знаменитой труппы.

Юлия Бедерова
музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ»

11 июля, «Енуфа» Л. Яначека и
18 июля, «Медея» Л. Керубини
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Театр Станиславского и Немировича-Данченко в июле среди прочего показывает два спектакля, объединенных через века одной идеей и общей режиссерской манерой – «Енуфу» Яначека, премьеру завершившегося сезона, и еще свежий по тону и строю спектакль «Медея» Керубини. Обе вещи – недавние репертуарные раритеты, из тех, которые сегодня держат уверенные позиции на мировых сценах, а на российских выглядят пока новинками, несмотря на то, что, например, «Енуфа» по политическим соображениям была поставлена в России в конце 1950-х годов (но скоро исчезла). Обе – про сильные страсти и неоднозначные женские образы в филигранной музыкально-драматической форме. Обе поставлены Александром Тителем и во всей полноте, разных ракурсах и подробностях представляют его режиссерский стиль последних лет – прозрачный, лаконичный, одновременно завуалированный и отчетливый в своем социальном критицизме и поэтичный в интонациях. Рассказывая две жесткие, страшные истории – одну мифологическую и одну прозаическую, частную, – Титель оперирует ретро-образами как элементами языка, и с их помощью пробует привести зрителя и слушателя к ощущению современности разговора, переживанию разорванности его прошлого и настоящего опыта.

В «Медее» за ампирную красоту звучания отвечает Феликс Коробов, в «Енуфе» за нежный, правдоискательский экспрессионизм – Евгений Бражник. В главных партиях, как всегда бывает в июле, – только звезды. Медею поет обладательница «Золотой Маски» как раз за эту роль Хибла Герзмава. Костельничку, временно потеснив на музыкально неуютном пьедестале Наталью Мурадымову (главную героиню премьерного состава «Енуфы» и в то же время очень яркую вторую Медею), – в прошлом открытие театра Станиславского, а сегодня одна из регулярно востребованных на мировых сценах сопрано Ольга Гурякова.

19 июля – 5 августа
Фестиваль в Вербье (Швейцария)

В этом году программу знаменитого фестиваля классической музыки в Вербье открывает главный российский музыкант Валерий Гергиев за пультом авторитетного Фестивального оркестра. В программе русская музыка (не только «Шехеразада» Римского-Корсакова, но и «Симфонический диптих» Щедрина – «большого друга фестиваля», по словам его художественного руководителя Мартина Энгстрёма). Есть еще музыка к круглым датам: фрагмент из оперы «Кандид» Бернстайна, столетие которого отмечается в этом году. От Европы в программе Мендельсон и Сен-Санс. А российское присутствие на этом не заканчивается – в Вербье играют и Юрий Башмет с Сергеем Бабаяном, и Елизавета Леонская соло и в ансамбле со скрипачкой Жанин Янсен, Евгений Кисин (сольный клавирабенд с музыкой Шопена, Шумана, Дебюсси и Скрябина), скрипачи Илья Грингольц и Максим Венгеров. Отчасти «нашим» можно считать и французского пианиста Люку Дебарга – обладателя IV премии последнего по времени конкурса Чайковского, но, несмотря на низкую позицию в списке победителей, его любимца и самого известного, востребованного лауреата. В гала-концерте 25 июля – центральном событии XXV юбилейного фестиваля Вербье, билеты на который были проданы сразу же, как только появились, – участвуют Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Даниил Трифонов. Наверное, если бы они вышли на сцену одни, без западных звезд, все было не менее интересно. Тем не менее российские музыканты в программе представлены в импозантном контексте, рядом с ними – Кристоф Эшенбах, Ален Альтиноглу, Зубин Мета, Раду Лупу, Лиза Батиашвили, Табеа Циммерман, Андраш Шифф, Рено и Готье Капюсоны, Клеменс Хаген и многие другие герои симфонической и камерной музыки на фестивале, больше всего ценящем непринужденные ансамблевые взаимодействия во всех жанрах вплоть до оперного. Гергиев же управляет и таким событием – концертным исполнением оперы «Адриенна Лекуврер» с участием Татьяны Сержан и Екатерины Семенчук, где к обязательному Фестивальному оркестру присоединится хор Мариинского театра – а кому еще доверишь?

Расписание на официальном сайте www.verbierfestival.com

Мария Залесская
музыкальный критик, заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия»

25 июля – 29 августа
Байройтский фестиваль (Германия)

Легендарный оперный фестиваль в Байройте, место паломничества поклонников Рихарда Вагнера. В этом году он открывается премьерой «Лоэнгрина». Режиссер – уроженец Чикаго Ювал Шарон (Yuval Sharon). Ни в 2016, ни в 2017 годах «Лоэнгрина» не было в фестивальном репертуаре после постановки Ханса Нойенфельса; так что спектакль является ожидаемым для завсегдатаев. Тем более что дирижировать будет Кристиан Тилеманн, как его здесь называют, «медведь Байройта». Еще одна «интрига» – партию Лоэнгрина будет петь тенор Роберто Аланья.

Второй год подряд будут ставиться «Нюрнбергские мейстерзингеры» – спектакль очень удачный, однозначный триумф режиссера Барри Коски. Третий год будет «жить» «Парсифаль» Уве Эрика Лауфенберга – гиперреалистичный и по-вагнеровски надрелигиозный (чего стоит одна только безмолвная фигура, неподвижно сидящая над сценой на протяжении всего действия, – некая персонификация Всевышнего, который, единый, реально находится над всеми внешними человеческими проявлениями религиозного культа).

Конечно же «Тристан и Изольда» Катарины Вагнер по-прежнему завоевывает своего зрителя; спектакль был принят не совсем однозначно в год премьеры, в 2015-м, но, на мой взгляд, это мудрый спектакль, настоящая творческая удача, особенно заметная после провальных «Мейстерзингеров» Катарины 2008 года, заставивших тогда многих поставить крест на правнучке Вагнера как на режиссере. «Тристаном» она доказала обратное в союзе с тем же Тилеманном.

Интересно, что в этом сезоне возобновляется «Летучий Голландец» в постановке Жана Филиппа Глогера. Примечательна эта постановка тем, что, несмотря на то, что в свое время она была очень удачной, для Байройта не характерно возобновление старых спектаклей; там предпочитают каждые 4–5 лет обновлять репертуар с новыми режиссерами. Возвращение «Голландца» – исключение из этого правила. И, наконец, от «Кольца» Франка Касторфа – самой скандальной и эпатажной постановки последних шести лет – остается только «Валькирия». В спектакль возвращается Аня Кампе (Зиглинда), певшая премьеру 2013 года. Партию Зигмунда исполнит Стивен Гульд – прошлогодний Тристан (кстати, в этом году Тристана поет он же). А дирижировать будет Пласидо Доминго, легендарный Лоэнгрин и Зигмунд.

Подробности на официальном сайте www.bayreuther-festspiele.de

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»