События апреля Анонсы

События апреля

ВЫБОР КРИТИКОВ

ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА

музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru

8 апреля.
КЗЧ.
«Иоланта»

Торжественному открытию своего Пасхального фестиваля, которое состоится в Большом зале Московской консерватории вечером 8 апреля, Валерий Гергиев в этом году предпосылает утреннее «предварительное действо» в виде концертного исполнения оперы «Иоланта». Набор мариинских солистов (среди которых Ирина Чурилова, Алексей Марков, Мигран Агаджанян) и горячие отношения маэстро с музыкой Чайковского позволяют рассчитывать на полноценное счастье. Начало в 12.00, поскольку концерт и его прямая трансляция происходят в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал», включающий более 100 российских городов, вплоть до удаленных на много часовых поясов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

19, 20, 21, 22 апреля.
Екатеринбургский театр оперы и балета.
«Греческие пассионы» Богуслава Мартину

Центральная оперная премьера екатеринбургского сезона – «Греческие пассионы» чешского композитора Богуслава Мартину, последняя из его 16 опер, ни одна из которых еще в России не ставилась. Опера писалась во второй половине 50‑х годов прошлого века по мотивам романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Дирижер постановки – Оливер фон Дохнаньи, режиссер – Тадеуш Штрассбергер. Это та же команда, что уже сделала в Екатеринбурге резонансные российские премьеры двух других опер ХХ века, в центре которых также стоят вопросы морально-­нравственного порядка – «Сатьяграхи» Филипа Гласса и «Пассажирки» Мечислава Вайнберга.

23 апреля.
КЗЧ.
РНО, Михаил Плетнёв, Люка Дебарг

Михаил Плетнёв и Люка Дебарг – два тонких музыканта, один – давно и хорошо известный, другой – появившийся на последнем конкурсе Чайковского, оба страстно любимы московской ­публикой, так что их совместное выступление гарантирует нечто волнующее. Плетнёв за пультом своего Российского национального оркестра и Дебарг за роялем вместе сыграют Первый концерт Шопена. Также в программе «Симфонические танцы» ­Рахманинова.

МАЙЯ КРЫЛОВА
музыкальный и балетный журналист

5 апреля.
Башмет-центр.
«На грани возможного»

Этот уютный московский зал не всегда попадает в центр внимания музыкальной общественности, а между тем там есть что послушать. Например, вечер из цикла «Musica Con Text», в котором соединяются разные виды искусств. Прозвучат «Двенадцать трансцендентных этюдов» Листа, поэзия Пушкина и Лермонтова. И можно поразмыслить, в чем близость музыки венгерского композитора и русской поэзии, и как виртуозность пианиста соотносится с мастерством слова. Иван Рудин за роялем и актриса Дарья Мороз со стихами будут исследовать пересечения и контексты литературно-музыкального романтизма.

7 апреля.
БЗК.
Перголези, Вивальди

Концерт в Большом зале консерватории, любопытный по нескольким параметрам. Оркестр – «La Voce Strumentale» с ­Дмитрием Синьковским, играющий аутентичную музыку с современным драйвом. Его неоднозначные трактовки – хороший стимул для дискуссий. Солистка – сопрано Надежда Павлова из Перми, чей голос в рекламе не нуждается. Репертуар – нестандартный: музыка Перголези, редкая гостья у нас. И, кроме того, концерт Баха для скрипки с оркестром соль минор, а также благочестивый, а не развлекательный Вивальди (мотеты «Nisi Dominus», «In Furore Iustissimae Irae»).

26 апреля.
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
«Опера Априори»

Очередной концерт фестиваля «Опера Априори» с программой американской музыки XX века. Опять‑таки редко у нас исполняемой, что придает программе привкус «повышения квалификации». Произведения Доэрти (его «Письма от Линкольна» – российская премьера), Бернстайна и Портера. Петь будет знаменитый баритон Томас Хэмпсон, а в качестве бонуса он добавит к программе свои коронные оперные арии. За пультом ­театрального оркестра – Валентин Урюпин, один из лучших молодых дирижеров в стране.

ОЛЬГА РУСАНОВА
музыкальный обозреватель «Радио России»

13 апреля.
РАМТ.
Мюзикл «Безымянная звезда»

Очень жду показа на фестивале «Золотая Маска» мюзикла Новосибирского музыкального театра «Безымянная звезда» (музыка и либретто Александра Шевцова по пьесе Михаила Себастиана). Спектакль представлен в восьми номинациях (!), и действительно, он остроумен, изобретателен, искрометен. В нем узнаваема режиссерская рука Филиппа Разенкова, молодого главного режиссера Башкирской оперы. Мне интересно все, что он делает, – и в опере (вспомним хотя бы декабрьскую премьеру «Царской невесты» в Уфе), и в жанре мюзикла. Помимо всего прочего, Филиппу всегда удается собрать отличную постановочную команду, яркий актерский состав. Все мы помним ­одноименный фильм Михаила Козакова (которому в этом году исполняется, кстати, 40 лет!), с незабываемыми Анастасией Вертинской, Игорем Костолевским и Светланой Крючковой. Однако создатели новосибирского проекта не побоялись сравнения, и оказались правы. Артисты Валентина Воронина, Евгений Дудник и Евгения Огнева (все – кандидаты на «Маску») вполне достойны своих предшественников.

7–20 апреля.
Казань.
Фестиваль «Рахлинские сезоны»

Этим фестивалем Госоркестр Татарстана и Александр Сладковский ежегодно отмечают память основателя оркестра, дирижера Натана Рахлина. Не секрет, что коллектив сейчас находится на пике формы, радует мощным и постоянно расширяющимся репертуаром. Но лично для меня и оркестр, и его руководитель интересны еще одним качеством – особым отношением к солистам, умением слышать и слушать самых разных музыкантов, недаром они так охотно едут в Казань. И на этот раз весь фестиваль станет своеобразным «парадом солистов», ведь они выступят в каждом из пяти его концертов. Это пианисты Дмитрий Ишханов, Люка Дебарг, Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян, скрипач Сергей Крылов, виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт.

26–29 апреля.
Театр балета Монте-Карло.
Скрипичный концерт. Абстракция / жизнь

Вечер премьер в Театре балета Монте-Карло состоит из двух частей: «Скрипичного концерта» на музыку Стравинского (возобновление балета Баланчина) и мировой премьеры «Абстракция / жизнь» на музыку виолончельного концерта нашего современника Бруно Мантовани. Это работа руководителя компании Жана-Кристофа Майо, который нам хорошо известен по балету «Укрощение строптивой», созданному специально для Большого театра. Знакома нам и его труппа – по балетам «Красавица», который Майо привозил в начале этого сезона на фестиваль DanceInversion, и «Дафнис и Хлоя», который также был показан в Большом еще раньше, в 2012 году. Впечатлило и то, и другое, и третье, да и вообще, мне кажется, следить за таким талантливым человеком, как Жан-Кристоф, очень интересно.

ПЕТР ПОСПЕЛОВ
музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»

20 апреля.
Большой театр.
«Бал-маскарад» и «Коппелия». Две премьеры в один день

Такого еще не было – театр одновременно выпускает премьерные спектакли на двух своих сценах. Однако нет сомнений, что публики хватит на обе, и она будет разная. На Исторической сцене – опера, на Новой сцене – балет.
Строго говоря, балет премьерой не является: это возобновление ­спектакля, который шел давно – почти десять лет назад. Поэтому его можно с уверенностью рекомендовать зрителю: тогда публика записала его в актив побед Большого. Старинная «Коппелия» на утонченную музыку Лео Делиба – это балет ­Мариуса Петипа, тщательно восстановленный по сохранившимся записям выдающимся хореографом-реставратором из Петербурга Сергеем Вихаревым. Нынешнее возобновление «Коппелии» готовил он же – но безвременная смерть помешала ему довести работу до конца. Роскошные живописные декорации восстановил специалист по балетам XIX века – петербургский сценограф Борис Каминский. Архивные исследования возглавил маститый историк, критик и куратор балетных проектов Павел Гершензон. Чего не знает даже он – кто именно из длинного списка исполнителей будет танцевать премьерные спектакли, но в Большом театре всегда так. Премьерный блок продлится по 22 апреля.
В тот же час на Исторической сцене дадут премьеру оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад».
На постановку приглашен опытный итальянский режиссер Давиде Ливерморе и его соотечественник, дирижер Джакомо Сагрипанти, который уже работал в Большом – управлял оперой «Дон Карлос» того же Верди. Результат, конечно, предсказать невозможно, но скорее всего это будет не радикальный, а в меру традиционный спектакль с хорошими голосами, частично приглашенными из Европы, – хотя, в отличие от «Коппелии», на «­Бал-маскарад» за месяц до премьеры нет даже длинного списка. В любом случае шедевр Верди – это то, чего настоящий операман не пропустит. Премьерный блок – 20–26 апреля.

12 и 14 апреля.
Большой театр. Бетховенский зал.
Романсы советских композиторов

Кто не боится подземелий, давно знает современный по техническому устройству и привлекательный по акустике Бетховенский зал Большого театра, расположенный ниже уровня Театральной площади. У того, кто интересуется редким репертуаром и новыми именами, есть еще одна причина уважать это место – именно здесь регулярно выступают стажеры Молодежной оперной программы Большого театра, которой руководит профессор Дмитрий Вдовин. На этот раз он поручил воспитанникам выучить мало кому известные романсы советских композиторов. А что? Это тоже стиль, которым должен владеть универсальный артист. И разве не интересно услышать, как поет «Русалка» Константина Бальмонта, положенная на музыку Рейнгольдом Глиэром? Или «Наяда» Евгения Боратынского с вокальной строчкой Николая Мясковского? Того, кто будет разочарован, утешит хорошая порция сонетов Шекспира, превращенная в советскую вокальную лирику Дмитрием Кабалевским.

С 28 июня по 23 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет фотовыставка «Большой балет» Саши Гусова Анонсы

С 28 июня по 23 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет фотовыставка «Большой балет» Саши Гусова

Эта выставка украсит летнюю экспозиционно-галерейную палитру Москвы: в проекте представлен цикл фотографий балетной труппы Большого театра Саши Гусова, проживающего с 1989 года в Англии.

Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда Анонсы

Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда

21 июня 2018 года в Зеркальном зале Государственного института искусствознания состоится первый концерт-лекция цикла «Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда»

В Москве пройдет конкурс на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского Анонсы

В Москве пройдет конкурс на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского

Фонд сохранения творческого наследия Бориса Чайковского и Российская академия музыки имени Гнесиных представляют конкурс-фестиваль «Что нам оставил ХХ век» на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Александровича Чайковского.

От Москвы до самых до окраин Анонсы

От Москвы до самых до окраин

Росконцерт объявил об открытии приема заявок для участия в III Всероссийском музыкальном конкурсе