Смычок «Со святыми» Релизы

Смычок «Со святыми»

Александр Рамм записал три виолончельные сюиты Бенджамина Бриттена

Виолончелист Александр Рамм, лауреат второй премии Конкурса Чайковского 2015 года, дал сольный концерт в Малом зале консерватории – презентацию своего нового сольного диска, выпущенного фирмой «Мелодия». Хотя тридцатилетний музыкант уже известен ценителям, концерт прошел без аншлага: можно винить в этом недостаток рекламы, а вернее будет признать, что программа и была адресована узкому кругу любителей сложной камерной музыки ХХ века.

В нее вошли Сюиты для виолончели соло Бенджамина Бриттена (1913–1976) – не одна и не две, а все три. Такая монохромная и монографическая программа – редкость. Едва ли кто-то в мире отваживался играть подряд все три в течение одного вечера. Этого не делал даже музыкант, для которого сюиты были написаны, – друг композитора Мстислав Ростропович.

Само обращение к жанру виолончельной сюиты подразумевает диалог с барокко и, прежде всего, с аналогичными сочинениями Баха. И действительно, во всех трех сюитах есть части барочного происхождения – Чакона, Пассакалия, в каждой сюите ключевую позицию занимает Фуга. Вместе с тем, Бриттен уходит от танцевальных жанров, взамен включая Ламенто, Серенаду, Баркаролу – жанры, принадлежащие музыке вокальной.

Виолончель Бриттена очень красиво поет – неслучайно в Первой сюите части прослоены пьесами под названием Canto (пение). Виолончель поет многоголосно, сразу на многих струнах. Бриттен виртуозно пользуется множеством возможностей инструмента, изобретенных уже по окончании барочной эпохи, – начиная от использования ставки до одновременной игры смычком и щипком в разных руках.

Александр Рамм – виртуоз исключительно сильный, ему удаются и кантилена, и стремительные пассажи, в широких скачках он всегда точен. Родовая болезнь виолончелистов – фальшь на высоких позициях – ему словно неведома. Кроме того, сейчас он несколько младше того молодого Ростроповича, которому были посвящены сюиты английского композитора, его игра излучает мироощущение, свойственное жизненному солнцестоянию, когда нерастраченная энергия гармонично единится с качеством зрелости.

Это вполне отвечает музыке сюит Бриттена – эмоциональной, драматичной, полнокровной, однако в той же степени рационально продуманной и сбалансированной. Три сюиты – необъявленный сюжет (знатоки могут слегка расшифровать его по автоцитатам) о человеческой жизни, над которой властны и воля, и случай, но над которой не висит туча трагедии. Смерть – часть жизни, и она все же приходит в самом конце. В Третьей сюите в заключительной Пасскалии недвусмысленный конец.

Это печально, а трогательно другое – что во Второй и Третьей сюитах Бриттен шлет сердечные приветы русской культуре. Он сознательно адресуется и к Шостаковичу, и к Чайковскому, чьи русские песни цитирует в Третьей сюите. Музыка Бриттена остается английской до мозга костей, но тем симпатичнее на ней красуется русский узор. Бриттен цитирует и молитву «Со святыми упокой», на мотив которой в Шестой симфонии прощался с жизнью Чайковский и которая сегодня воспринимается как музыка самого Чайковского.

Но высокому искусству не бывать без умозрений, и некая умозрительная полемика с Чайковским у Бриттена тоже есть. Она ведется через смычок. У Чайковского гаммообразная тема финала Шестой симфонии поначалу излагается неявным образом: мелодия прыгает со смычка на смычок, из одной партии в другую. Чайковский словно мечется, пытается протестовать против обреченности, хотя невеселый исход истории ему уже очевиден. Бриттен не мечется. Но прощанием по-английски это тоже не назовешь. Его смычок тянет долгую ноту, пока не кончается. Все очень наглядно – вместе со смычком кончается жизнь. Но ее можно прожить заново, если послушать диск Александра Рамма. В записи его виолончель звучит так же богато, как в консерваторском зале – благодаря искусству звукорежиссера Михаила Спасского. На обложку виолончелиста сфотографировал его друг – пианист Дмитрий Маслеев. Аннотацию написала выдающийся специалист по английской музыке Людмила Ковнацкая. Общими усилиями фирма «Мелодия» пополнила отечественную дискографию редким и систематично представленным репертуаром высочайшей пробы.

Александр Рамм. Бенджамин Бриттен. Сюиты. MEL CD 1002568. 2018