Путешествие в мир Анонсы

Путешествие в мир

Музыкальный туризм как один из способов разнообразить свою культурную жизнь

Ценителям европейских оперных новинок и симфонических концертов придется, вероятно, на какое-то время умерить аппетиты в ожидании стабилизации курса основных валют. Однако, несмотря на неоптимистичные биржевые сводки, соотечественники, привыкшие к культурному досугу за рубежом, вряд ли разом откажутся от посещения ведущих концертных залов. Тем счастливчикам, чьи планы вылазок в еврозону не изменились после очередных санкционных игр, адресована наша музыкально-географическая шпаргалка.

«Feel Berlin»

Русские следы в германской столице неизбежно ведут к двум симфоническим титанам – крупнейшему Берлинскому филармоническому оркестру и чуть скромнее рангом Симфоническому оркестру Берлинского радио. Для первого коллектива новым творческим курсом ознаменовалось назначение на пост главного дирижера с сезона 2019/20 Кирилла Петренко, выходца из России. Нынешний лидер – хоть и поседевший, но все такой же дерзкий и бескомпромиссный сэр Саймон Рэттл уже с августа целиком переключится на Лондонский симфонический оркестр, уступив подиум в Берлине своему правопреемнику – по мнению филармонического «конклава», «личности скрупулезной, дотошной и при этом умеющей вдохновлять, вести за собой».  Кирилл Петренко неоднократно выступит в новом сезоне в сериях концертов и турах с Берлинским филармоническим – пока в качестве приглашенного дирижера. Наиболее интригующее событие – тандем с Патрицией Копачинской в марте и апреле.

Намерения Симфонического оркестра Берлинского радио, напротив, представлены в мельчайших деталях. Во-первых, Бретт Дин выбран композитором-резидентом. Даже мельком взглянув на биографию австралийского музыканта, невозможно не зацепиться за примечательный факт – автор недавней оперной адаптации шекспировской трагедии «Гамлет», с триумфом представленной на Глайнд­борнском фестивале-2017, посвятил четырнадцать лет своей артистической карьеры игре на альте в Берлинском филармоническом оркестре. Так что с какой-то точки зрения это приглашение можно трактовать как искусство конкурентной тактики. Кстати, за работу над партитурой «Гамлета» Владимир Юровский, с 2017 года художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио, был удостоен престижного приза «International Opera Awards 2018» как «лучший дирижер». В отличие от титульного героя оперы, задававшегося сакраментальным вопросом о смысле бытия, для Юровского не существует колебаний – «to conduct or not to conduct?» Ответ – на афишах оркестра Берлинского радио: в сезоне 2018/19 сочинения Дина появятся в трех симфонических и двух камерных программах. «Социологическая» кантата (как ее в шутку охарактеризовал автор) «Vexations and Devotions» для детского хора, смешанного хора и большого оркестра (2005) и Пасторальная симфония для камерного оркестра (2000) встретятся с музыкой Бриттена, Шумана, Гайдна. В Альтовом концерте (2004) Дин сам выйдет на сцену в качестве солиста.

Во-вторых, еще год назад Владимир Юровский дал понять своим новым подопечным, что репертуарные постулаты, провозглашенные в свое время экс-руководителем Мареком Яновским, отныне теряют силу, и на пульты возвращаются хорошо забытые оркестром малеровские вещи, а также выполненные Малером редакции симфоний Бетховена. Процесс вспоминания был запущен еще летом – Юровский включил в одну из программ симфоническую поэму «Totenfeier», и уже в сентябре из нее выросло полнокровное, впечатляющее исполнение Второй симфонии, возможно, еще чуть скованное, но в высшей степени педантичное. В новом сезоне дирижер-просветитель представит в Берлине собственный взгляд на пятичастную версию Первой симфонии (с «Blumine») и впервые в своей практике подступится к фактически девятой симфонии Малера, получившей вместо номера название – «Песнь о земле». Совпадение или нет, но обе партитуры отвечают экологической теме, поставленной во главу угла целого ряда симфонических программ оркестра.

«London Calling»

Меняем геолокацию и отправляемся на родину Шекспира, но все еще держим в фокусе фигуру Юровского.

Музыкальная одиссея «Changing faces: Stravinsky’s Journey» в честь великого композитора продлится до декабря 2018 года. Для публики Королевского фестивального зала это отличная новость, а для Юровского – не только побуждение к философскому переосмыслению двадцатого столетия сквозь призму музыкальных идей Стравинского, но и возвращение к опере «Похождения повесы» спустя восемь лет после глайндборнской постановки. На партию Тома Рэкуэлла приглашен тенор Аллан Клэйтон – да-да, тот самый глайндборнский Гамлет, о котором упоминалось ранее, и это о нем, кстати, писал критик The Times: «Забудьте о Камбербэтче. Забудьте даже о Джоне Гилгуде. Я не видел, чтобы кто-то играл принца датского ярче в плане физического существования актера в образе, эмоционально более впечатляюще и психологически проницательнее, чем он». Возвращаясь к Стравинскому, Юровский также представит неоклассический раритет – редко звучащую целиком музыку из одноактного балета «Орфей» и самое крупное произведение последнего периода творчества композитора – ораторию «Плач пророка Иеремии» (1958). Трагическое произведение на ветхозаветные тексты встретится в одной программе с «новым конт­рапунктом слова и музыки» – «Симфонией» Лучано Берио. Это только два из двенадцати концертов Юровского в Лондоне (столько же – в Берлине). Каждый из них заслуживает внимания и, безусловно, стоит денег, потраченных на визу, перелет и отель.

Еще один очень важный проект, приуроченный к десятилетию художественного руководства Юровского лондонским коллективом – главный труд жизни Вагнера, оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Ее пролог – «Золото Рейна» – был представлен этой зимой. После впечатляющего «Воццека» на Зальцбургском фестивале-2017 немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне, кажется, прочно вошел в круг тех счастливых музыкантов, с которыми Юровский готов работать в любой точке мира, и Лондон не стал исключением – Гёрне пел Вотана в «Золоте Рейна» в январе, он же появится и в «Валькирии». Брунгильда – тоже давняя знакомая, солистка «Геликон-оперы» Светлана Создателева – работала с Юровским в постановке «Огненного ангела» несколько лет назад в Мюнхене. Юровский, дирижирующий Вагнера – в Москве такого точно не увидишь.

«Вечно юный Амстердам»

Если бы Барбара Ханниган вдруг стала солисткой Московской филармонии, то ее персональный абонемент, вероятнее всего, назывался бы «Барбара Ханниган поет и дирижирует». Часто эти два процесса дополняют друг друга – канадское сопрано управляет оркестром, одновременно исполняя ту или иную арию. Эпатирующая, раскованная Ханниган, для которой интимное пространство актера – выставленный напоказ, почти до отвращения реалистичный психологический портрет героя, в какой-то момент решила, что пришло время ее дебюта в качестве оперного дирижера и выбрала для этой цели все того же Стравинского и «Похождения повесы». Кастинг солистов полуконцертной постановки с Гётеборгским симфоническим оркестром проводился в Стокгольме, Цюрихе, Париже и Лондоне. Для чего такие сложности? Как руководитель проекта Equilibrium, Ханниган оказывает поддержку выпускникам высших учебных заведений по специальности «оперный вокал», столкнувшимся с разными сложностями в начале карьеры. Амстердамский Concertgebouw не просто поддержал эту инициативу, но назвал «Похождения» одним из самых ожидаемых событий сезона 2018/19. Выбор вполне отвечает духу самого города, соблазняющего на самые безрассудные авантюры.

«Vienna waits for you»

Обратить взоры в сторону австрийской столицы стоит тем, для кого Пермь, musicAeterna, Теодор Курентзис – синонимы чего-то гениального по своей смелости, ультра-современного, революционного, неизменно производящего впечатление даже на самых далеких от классической музыки людей. Публике венского Концертхауса, уже довольно прилично знакомой с «пермским феноменом», предстоит услышать сочинение современного французского композитора-постмодерниста Филиппа Эрсана «Tristia» для камерного оркестра и хора, написанное на стихи французских заключенных, дополненное по заказу команды Курентзиса корсиканскими куплетами, японскими хокку, текстами на русском. Название отсылает к заглавию сборника стихов Осипа Мандельштама «Tristia», которое в свою очередь является аллюзией на «Скорбные элегии» Овидия. Мировая премьера этого меланхолического опуса состоялась два года назад на Дягилевском фестивале. Насколько чутко отнесется к «Tristia» «вертлявая» Вена «в дирижерских фрачках», можно будет узнать уже осенью.

Центральное событие конца сезона 2018/19 в Концертхаусе выглядит более традиционно: это сочинение-исполин – Восьмая симфония Малера, одно из величайших музыкальных полотен XX века и самое длинное любовное письмо в музыкальной истории («Каждая нота адресована тебе», – признавался Малер своей супруге). «Светская оратория», «драматическая кантата», «месса» (как поэтично называл ее сам Малер) требует от дирижера гораздо больше, чем любая другая симфоническая партитура того же автора – не только в отношении баланса между оркестром, хорами и солистами, но, главным образом, в сочленении идей и установлении внутренних музыкальных связей. Исполнение Восьмой подчас омрачают солисты или хор, недостаточно интегрированные в музыкальную и эмоциональную текстуру произведения. Две части этой монументальной фрески – полифонический латинский гимн «Veni, creator spiritus» и последняя сцена из гётевского «Фауста» с ее идеей гуманистического спасения через «вечное женственное», пример немецкого романтизма, зачастую решены не равноценно. Для многих эталон существует только в записи – и это знаменитая, миллион раз скопированная и перевыпущенная даже на пиратских дисках версия Георга Шолти с Чикагским симфоническим оркестром, объединенным хором Венской оперы, ансамблями «Singverein» и «Vienna Boys Choir». Приуроченная ко дню памяти Малера Восьмая в Концертхаусе будет «срежиссирована» Францем Вельзер-Мёстом, одним из признанных интерпретаторов австрийских композиторов-романтиков.

«В милой Праге»

Чешский филармонический оркестр еще никогда не сотрудничал с сэром Саймоном Рэттлом. В новом сезоне пражская публика будет несказанно рада обнаружить на афишах Рудольфинума имя одного из самых титулованных европейских дирижеров современности. На три концерта в Праге Рэттл приедет не один, а с верной спутницей – меццо-сопрано Магдаленой Коженой, – и обязуется представить симфоническую поэму «Золотая прялка» Дворжака, созданную под впечатлением баллад и стихотворений Яромира Эрбена, а также «Песнь о земле» Малера (при участии тенора Саймона О’Нила).

 

С 28 июня по 23 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет фотовыставка «Большой балет» Саши Гусова Анонсы

С 28 июня по 23 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет фотовыставка «Большой балет» Саши Гусова

Эта выставка украсит летнюю экспозиционно-галерейную палитру Москвы: в проекте представлен цикл фотографий балетной труппы Большого театра Саши Гусова, проживающего с 1989 года в Англии.

Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда Анонсы

Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда

21 июня 2018 года в Зеркальном зале Государственного института искусствознания состоится первый концерт-лекция цикла «Сюита зеркал: советские неофициальные композиторы — музыка русского послевоенного авангарда»

В Москве пройдет конкурс на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского Анонсы

В Москве пройдет конкурс на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Чайковского

Фонд сохранения творческого наследия Бориса Чайковского и Российская академия музыки имени Гнесиных представляют конкурс-фестиваль «Что нам оставил ХХ век» на лучшее исполнение вокальных сочинений Бориса Александровича Чайковского.

От Москвы до самых до окраин Анонсы

От Москвы до самых до окраин

Росконцерт объявил об открытии приема заявок для участия в III Всероссийском музыкальном конкурсе

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

БЕРЛИН

14 октября
2018

Берлинская филармония

Шуберт – Симфония № 4 («Трагическая»)

Малер – «Песнь о земле»

Солисты – Сара Конноли (Великобритания)
и Торстен Керл (Германия)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

9 декабря
2018

Берлинская филармония

Бриттен – Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс»

Бретт Дин – Концерт для альта с оркестром

Солист – Бретт Дин (Австралия)

Шуман – Симфония № 3 («Рейнская»)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Юн Стургордс (Финляндия)

31 марта
2019

Концертхаус

Брамс – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Солист – Николя Ангелих
(фортепиано, Франция)

Малер – Симфония № 1 (с «Blumine»)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

26 мая
2019

Берлинская филармония

Гайдн – Симфония № 45
(«Прощальная симфония»)

Малер – Пять песен на стихи Фридриха Рюккерта

Солист – Томас Хэмпсон (баритон, США)

Бретт Дин – «Vexations and Devotions» для детского хора, смешанного хора и большого оркестра

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

ЛОНДОН

3 ноября
2018

Королевский фестивальный зал

Стравинский – «Похождения повесы»

В рамках «Changing Faces: Stravinsky’s Journey»

Солисты:

Аллан Клейтон (тенор)

София Бургос (сопрано)

Мэтью Роуз (бас) и др.

London Voices

Лондонский филармонический оркестр

Дирижер – Владимир Юровский

8 декабря
2018

Королевский фестивальный зал

Стравинский – «Вариации памяти Олдоса Хаксли»

Стравинский – «Танго»

Стравинский – «Плач пророка Иеремии»

Берио – «Симфония»

The Swingles

Лондонский филармонический оркестр

Лондонский филармонический хор

Дирижер – Владимир Юровский

27 января
2019

Королевский фестивальный зал

Вагнер – «Валькирия»

Солисты:

Маттиас Гёрне (бас-баритон)

Стюарт Скелтон (тенор)

Мишель ДеЯнг (меццо-сопрано)

Стивен Миллинг (бас)

Светлана Создателева (сопрано) и др.

Лондонский филармонический оркестр

Дирижер – Владимир Юровский

АМСТЕРДАМ

23 мая
2019

Консертгебау, Большой зал

Стравинский – «Похождения повесы»

Ludwig Ensemble

Дирижер – Барбара Ханниган

ВЕНА

23 октября
2018

Концертхаус, Большой зал

Эрсан – «Tristia»

Оркестр musicAeterna

Хор musicAeterna

Дирижер – Теодор Курентзис

11 мая
(15:30)
и 12 мая
(11:00)
2019

Концертхаус, Большой зал

Малер – Симфония № 8

Венский хор мальчиков

Wiener Singverein

Хор Венской певческой академии

Венский филармонический оркестр

Солисты: Эрин Уолл (сопрано)

Эмили Мэги (сопрано)

Регула Мюлеман (сопрано)

Петер Маттеи (баритон) и др.

Дирижер – Франц Вельзер-Мёст

ПРАГА

27,
28 февраля
и 1 марта
2019

Рудольфинум

Дворжак – симфоническая поэма «Золотая прялка»

Малер – «Песнь о земле»

Чешский филармонический оркестр

Солисты – Магдалена Кожена
(меццо-сопрано, Чехия)

Саймон О’Нил (тенор, Новая Зеландия)

Дирижер – Саймон Рэттл