Прошлись по струнам События

Прошлись по струнам

XIII фестиваль «Виртуозы гитары» провел захватывающий экспресс-курс по истории и географии гитарной музыки

Чем отличается акустическая гитара от классической? Такой вопрос может поставить в тупик завсегдатаев филармонии, но только не постоянных посетителей фестиваля «Виртуозы гитары». Публика, как и атмосфера, у него своя, удивительная. С одной стороны, гитара в принципе настраивает на интимность восприятия, особенно когда на сцене один-два солиста в полутьме. С другой, в выражении восторга фестивальная публика менее консервативна, и принимает исполнителей она со стадионным энтузиазмом.

Фестиваль проходит в тринадцатый раз, но репертуар, жанровый диапазон, варианты творческих коллабораций и число исполнителей по-прежнему кажутся неисчерпаемыми – история и география звучавших сочинений были невероятно широки. Даже такая устойчивая традиция, как исполнение знаменитого Аранхуэсского концерта Родриго, в этом году претерпела метаморфозу: впервые в истории фестиваля эту мужскую по духу музыку сыграла женщина – миниатюрная кореянка Пак Кю-Хи. Свой успех она закрепила на втором концерте, где уже соло представила три ипостаси гитары: начала с виртуозных «Вариаций на тему Ф. Сора» Льобета, продолжила «испанскими» пьесами Альбениса, а запоминающейся кодой ее выступления стала «Соната странника» кубинского композитора Лео Брауэра. Сочинение 2007 года завораживает своим необычным музыкальным языком, нежным, но сюрреалистическим рисунком, с всплесками ярких национальных красок.

Одна из лучших традиций «Виртуозов гитары» – представлять мировые премьеры и, следовательно, ежегодно пополнять репертуар. На открытии 20 марта в Зале Чайковского худрук фестиваля Артем Дервоед блестяще исполнил концерт Александра Чайковского для гитары с оркестром. С присущим ему чувством юмора и тонким ощущением природы инструмента, Чайковский начинает концерт для виртуоза «дворовым» бряцаньем по открытым струнам. Этот мгновенно запоминающийся звуковой образ сразу становится лейтмотивом, с легкостью хамелеона мутирует то в сонорику, то в джаз, то в узнаваемый симфонический стиль самого Чайковского, сбивает пафос там, где автор остроумно воспроизводит виртуозные гитарные фактуры.

Первый вечер фестиваля вышел самым филармоническим, солисты выступали с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, за пультом которого стоял Дамиан Иорио (Италия/Великобритания). Помимо двух уже названных, слушатели познакомились с концертом для гитары с оркестром Мануэля Понсы, мексиканского композитора рубежа XIX–ХХ веков. Новое для публики и для себя сочинение Госоркестр подготовил отлично, красочная партитура переливалась тембрами, живописные штрихи выдавали мастеров и в авторе музыки, и в ее интерпретаторах. Концерт привез соотечественник композитора, мексиканский гитарист Пабло Гарибай, и эта музыка у него, безусловно, в крови – солнечный южный темперамент плещется в пологих, но четко очерченных берегах академизма.

Впервые на фестивале прозвучала барочная гитара. Во второй вечер, 22 марта, вслед за крошечной Пак Кю-Хи на сцену вышли два испанца – маститый гитарист Шавьер Диас-Латорре и перкуссионист Педро Эстеван, похожий на доброго волшебника примерно тех времен, что была и музыка, которую они играли. Гитара Шавьера – сама по себе произведение искусства, только очень прихотливое; постоянно подстраивая инструмент с жильными струнами, он вспомнил шутку Маттезона о том, что из 80 лет жизни лютнист 60 тратит на настройку. В программе «Испанские придворные песни и танцы» музыканты объединили сочинения трех самых важных композиторов XVII века, писавших для гитары. Сантьяго де Мурсия, Гаспар Санс, Франсиско Герау – все они черпали вдохновение в народной музыке, развивали не только принципы импровизации, но и профессиональной авторской композиции. А главное, что удалось передать исполнителям – помимо прихотливых ритмов и мелодий испанского барокко, – это совершенно неповторимый дух того времени.

Совсем в другой вселенной существует «Европейский гитарный квартет», он первый раз приехал на фестиваль. Зоран Дукич (Хорватия), Павел Штайдл (Чехия), Томас Феллоу и Ринтко Диркс (Германия) играют музыку от Паганини до Джими Хендрикса, но дух их ансамбля – это, скорее, дух Астора Пьяццоллы: огненный темперамент, игра на контрастах и общее ощущение хорошего шоу. На беспроигрышных хитах аргентинского композитора не остановились. Квартет внес свой вклад в современный репертуар фестиваля (к слову сказать, достаточно богатый) и представил «Интродукцию и танец» югославского гитариста-композитора Душана Богдановича; так, к прочим национальным краскам добавились выразительные балканские мотивы.

Участники квартета раскрыли и собственные индивидуальности, поделив между собой контрастные амплуа. Задумчивый Павел Штайдл – классик, мастерски выигрывавший все головоломные пассажи сонаты Паганини и его виртуозных пьес. Ринтко Диркс – рок-звезда, зажигал аудиторию композициями Джими Хендрикса и собственными. Томас Феллоу в дуэте со Штайдлом представил свои меланхоличные пьесы о тяжелой женской доле: «Пенелопа», «Агриппина», «Медуза».

Те, у кого не было возможности на неделе вырваться в Зал Чайковского, в субботу 24 марта могли восполнить упущенное на заключительном гала-концерте. Тут были и все участники, каждый со своим коронным направлением, и специальные гости. Дебютант фестиваля Марк Топчий (Украина) не по-дебютантски мощно сыграл «Интродукцию и Vivace» Никиты Кошкина и два переложения из «Картинок с выставки» в головокружительно-виртуозном переложении японца Кацухито Ямашиты. Подхватил мотив инфернальной виртуозности Артем Дервоед в «Дьявольском каприччио» Кастельнуово-Тедеско. Пабло Гарибай объединился в дуэт с сопрано Ксенией Дежневой, чтобы исполнить несколько народных песен Бриттена. Самой именитой звездой вечера стал скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий, солировавший в двух дуэтах – «Шесть народных танцев» Бартока с Пак Кю-Хи и пьесы из «Испанской народной сюиты» де Фальи с Дервоедом. А под занавес «Европейский гитарный квартет» удивил переложениями из «Мимолетностей» Прокофьева и поставил оптимистичное многоточие композицией «Turn The World Around» Белафонте.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди