По заветам Пьера Булеза События

По заветам Пьера Булеза

В Санкт-Петербурге триумфально выступил Ensemble intercontemporain

В городе белых ночей в пятый раз прошел Международный фестиваль новой музыки «reMusik.org». Благодаря энтузиазму художественного руководителя, композитора Мехди Хоссейни и его единомышленников, с 21 по 25 мая на различных площадках северной столицы публика услышала известные ансамбли – Ensemble Fractales (Бельгия), Ensemble 2e2m (Франция), Ensemble of Nomads (Швейцария), ансамбль «Галерея актуальной музыки» (Россия). Одним из хедлайнеров фестиваля стал знаменитый Ensemble intercontemporain – французский коллектив, созданный в 1976 году Пьером Булезом.

За все время своего существования ансамбль солистов осуществил ряд мировых премьер Лучано Берио, Луиджи Ноно, Яниса Ксенакиса, Дьердя Лигети и других представителей послевоенного авангарда. С самого начала своей деятельности ансамбль сотрудничает с парижским Институтом исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), исследуя оригинальные способы создания и записи звука. Гастролируя по всему миру, музыканты также занимаются организацией образовательных проектов для студентов и творческих мастерских для детей.

На фестивале в Санкт-Петербурге Ensemble intercontemporain выступил лишь единожды – на открытии, представив шесть сочинений ныне действующих композиторов (исключение составил лишь Булез, ушедший из жизни два года назад). К сожалению, программка концерта не предлагала краткого описания концепций пьес или хотя бы истории их создания, поэтому слушателю (не только обычному «непрофессионалу», но и эксперту) приходилось нелегко. Безусловно, на помощь к разгадке замысла композитора должен прийти ассоциативный ряд и наши визуально-слуховые наблюдения, однако для музыки подобного рода все же необходим комментарий-импульс, который помог бы настроиться перед знакомством с малоизвестными или только что написанными пьесами.

Музыканты из Ensemble intercontemporain начали вечер, что логично, с произведения Пьера Булеза. «Improvisé» для пяти инструментов представляла собой вовсе не импровизацию, а строгий «маршрут» развертывания музыкального времени, характерный для булезовского письма. Исполнители Эммануэль Офель и Ален Бийар выстроили почти сольный дуэт флейты и кларнета на фоне чередования мелких сонорных мотивов у всех инструментов. И все же в композиции ощущался некий момент свободы. Пассажи и аккорды фортепиано, напоминавшие скорее фактуру фортепианных зарисовок Дебюсси, периодически нарушали общую логику, что, в принципе, на слух не воспринималось как нечто чужое. «Assonansse Ib» швейцарца Микаэля Жарреля – одна из пьес инструментального одноименного цикла, где первый «ассонанс» датирован 1983 годом, последний, девятый – 2000-м. Столь поэтичное название, по-видимому, здесь неслучайно: неоднократное воспроизведение фраз поочередно у кларнета, скрипки, альта и виолончели в некотором роде апеллирует к литературному приему (его суть – повтор гласных звуков в стихотворении). Однако, возможно, первое значение слова «ассонанс» (в переводе с французского – «созвучие») стало для Жарреля основой идеи. Несмотря на отсутствие гармонических сочетаний – тех самых созвучий, музыкальная партитура являла собой удивительное единство всех компонентов.

Ensemble intercontemporain (Франция)

В сочинении «Gehörte Form – Hommages» другого швейцарского композитора – Дитера Аммана – возникла аллюзия на эстетику первого авангарда: например, начальные аккорды на слух практически воссоздавали первые такты «Лирической сюиты» Альбана Берга. Струнное трио (Диего Тоси, Одиль Обен, Эрик-Мария Кутюрье) продемонстрировало не только высокий уровень владения новейшими исполнительскими приемами, но и способность легко переключаться из одной образной сферы в другую, из «пучины» сонористических шумов и призвуков – в мир тонкой лирики. Безусловным образным контрастом этому стало глубокое и философски осмысленное сочинение уже упомянутого композитора Мехди Хоссейни «Sarukhani III». Новую версию опуса, название которого означает город в провинции Ирана, исполнители сыграли полным составом, причем кларнет неоднократно заменяли его видовым инструментом – контрабас-кларнетом. Обилие экспериментальных способов звукоизвлечения (игра у подставки, на клапанах, всевозможные трели и т. д.) участники Ensemble intercontemporain воспроизвели без особого усилия, как всегда, с вниманием к каждому звуку. Впрочем, к различным композиторским «выдумкам» им не привыкать.

Интересно, что каждое отделение концерта завершали мировые премьеры багателей – пьес, история которых уходит корнями в XVIII век. Их авторы – вовсе не Куперен и не Бетховен, а французский композитор Франк Бедроссян и его коллега Дмитрий Курляндский (оба присутствовали в зале). В трех багателях Бедроссяна невозможно было найти каких-либо попыток стилизации или скрытого оммажа, что довольно распространено в музыке второй половины XX века. Напротив, три коротких пьесы были написаны в чрезвычайно сложной сонорной технике с целым набором нетрадиционных типов звучаний, требующих особой концентрации. Что нельзя сказать об одноименном цикле Курляндского: здесь композитор намеренно отказался от исполнительских изысков в сторону усиления значимости каждого звука как самоценного элемента сочинения. Тихая мелодичная музыка, разбиваемая на мозаичные фрагменты, заставляла вслушиваться не только в звуковые колебания, но и в длинные паузы между эпизодами. Курляндский вывел тембр фортепиано, в особенности его верхние регистры, на первый план – хрустальные мотивы (пианист – Дмитрий Вассилакис) явно имитировали звучание игрушечного пианино или музыкальной табакерки.

Публика, собравшаяся на столь важное для современной музыки Санкт-Петербурга событие, приятно порадовала своим доброжелательным настроем. И пусть половина зала заметно пустовала, нашлись и те, кто встречал каждый номер программы с явным интересом. Овации, подаренные триумфаторам вечера – Бедроссяну, Курляндскому и, конечно же, Ensemble intercontemporain, – засвидетельствовали тот факт, что интеграция новейшей музыки в культурную среду северной столицы идет более чем успешно. С чем и стоит поздравить организаторов фестиваля «reMusik», пожелав им новых творческих идей для будущего авангардного марафона.

Под сенью Петипа События

Под сенью Петипа

На Исторической сцене Большого театра прошел XXVI фестиваль мирового балета Benois de la Danse

Легендарному Дому звукозаписи грозит уничтожение События

Легендарному Дому звукозаписи грозит уничтожение

Понедельник, 13 августа, стал «черным днем». На следующий день в редакцию «Музыкальной жизни» было направлено открытое письмо, в котором представители музыкальной общественности и звукорежиссеры напоминают, что «студийный комплекс на Малой Никитской улице, известный музыкантам разных поколений как ДЗЗ (Дом звукозаписи), был построен в конце 1930-х годов и являет собой образец производственного комплекса для звукозаписи и вещания, не уступающий ни тогда, ни теперь лучшим зарубежным аналогам. Мы отправили запрос на комментарий в приемную генерального директора ФГУП Издательство «Известия». За сохранение ДЗЗ на Качалова выступили многие авторитетные музыканты и деятели культуры.

Музыка на вырост События

Музыка на вырост

«Кольцо нибелунга» для самых маленьких

На Ярославском Парнасе События

На Ярославском Парнасе

Глубинное русское село становится притягательной точкой на музыкальной карте