Параллельные миры Событие

Параллельные миры

Актуальный Шостакович и космический Десятников в одном концерте

В рамках фестиваля «Эстафета Веры», посвященного памяти выдающейся пианистки Веры Горностаевой (1929–2015), в Малом зале Московской консерватории 1 октября состоялся незаурядный концерт. Слушателям предстал парный портрет двух композиторов (Дмитрия Шостаковича и Леонида Десятникова) и двух пианистов (Полины Осетинской и Алексея Гориболя).

Алексей Гориболь открыл вечер кратким сердечным славословием Вере Васильевне, с которой он имел счастье дружить и от которой многому научился, не будучи формально ее учеником. Концерт начался эффектным произведением, которое Шостакович написал в 1953 году для юных музыкантов, – одночастным Концертино для двух фортепиано ор. 94. Здесь мало что напоминает о «настоящем» Шостаковиче: нет ни внутреннего трагизма, ни горького сарказма, ни резких контрастов. Музыка отнюдь не проста, но звучит так, как если бы ее написал кто-то из композиторов «Могучей кучки», если бы дожил до второй половины XX века и сохранил бы живые воспоминания об эпической старине и о безмятежной радости стремительной езды на тройке наперегонки с мчащимся рядом паровозом. Оба солиста с искренним удовольствием передали и эту музыкальную связь времен, и по-детски яркое ощущение свободы и простора.

Далее Полина Осетинская на одном дыхании исполнила 24 прелюдии Шостаковича ор. 34 (1932–1933). Хорошо известное произведение заиграло свежими красками и приобрело целостность высшего порядка, представ не собранием миниатюр, а «исповедью сына века» (воспользуемся названием романа Альфреда де Мюссе). Первое и последнее слово в этой исповеди осталось за пронзительной, ломкой и острой, как тонкий лед, лирикой Шостаковича. Эта лирика просвечивала даже сквозь самые бесшабашные и ёрнические эпизоды цикла – все столь типичные для зрелого стиля Шостаковича польки, галопы, марши, пародирующие простецкие развлечения веселящейся толпы и таящие в себе горечь безысходности. В мастерском и вдохновенном исполнении Осетинской 24 прелюдии Шостаковича воспринимались не как почтенная классика советской музыки, а как произведение вполне современное и актуальное.

Во второй части концерта перед слушателем открылся портал в новый мир: впервые в Москве в исполнении Алексея Гориболя прозвучали «Буковинские песни» – 24 прелюдии для фортепиано Леонида Десятникова. Цикл, посвященный Гориболю, был написан в 2016–2017 годах и уже исполнялся в Нью-Йорке (частично), в Перми (июнь 2018 – мировая премьера всего произведения) и Петербурге. Материалом для композитора, родившегося и проведшего юность в Харькове, стали как ранние впечатления от звучавших по радио украинских песен, так и конкретные мелодии из хрестоматии западноукраинского фольклора, изданной в 1955 году. Казалось бы, генезис цикла должен отсылать слушателя к неофольклористическим пьесам Бартока и Кодая, освеживших музыкальный язык постромантической эпохи терпкими гармониями и непредсказуемо ассиметричными  ритмами венгерских и балканских песен и танцев. Поначалу так оно и кажется. Однако после нескольких первых пьес, в которых, как в народных рапсодиях, чередуются импровизационные речитативы и моторные зажигательные пляски, происходит завораживающее и неудержимое погружение в особый звуковой и духовный мир, параллельный здешней реальности. «Буковинские песни» Десятникова – не стилизация под фольклор, сопряженная обычно с ностальгическим любованием стариной или нагруженная идеологемами, а путешествие в иное пространство, многослойное, многокрасочное, многоголосное, пульсирующее яростными вспышками и заманчиво мерцающее, как соседняя галактика. По мере продвижения пианиста в глубь этой галактики всё более явственным и мощным становится присутствие сил, которые несказанно древнее всякой цивилизации, и которые способны дать о себе знать разве что через музыку.

Символично, что столь значимая премьера состоялась в Москве в Международный день музыки, и блистательное исполнение «Буковинских песен» воспринималось как праздничный дар всему сущему и всем присутствовавшим.