От новых берегов» к «Путевым заметкам» События

От новых берегов» к «Путевым заметкам»

Проект Свердловской филармонии «Безумные дни» – это фестиваль-рекордсмен: за 3 дня – 111 концертов на восьми площадках! Короткие, в пределах часа, программы, которые идут нон-стоп (с 10.30 утра до позднего вечера), предельно доступные по цене билеты, – все это невероятно привлекательно для публики, особенно – для неофитов. На них и рассчитано. При этом из 33 600 зрителей нынешнего фестиваля некоторые сами стали рекордсменами: они фактически поселились в эти дни в фестивальных залах, посещая в день по 6–7 концертов.

Афиша фестиваля, лично составленная отцом-основателем фестиваля, французским продюсером Рене Мартеном, столь громадна и замысловата, что впору писать специальный путеводитель по «Безумным дням» – обычному человеку сообразить, на какие из 111 событий пойти и как при этом будет выглядеть логистика передвижений, непросто. Концертные площадки хоть и находятся в шаговой доступности друг от друга, но эти 5–10 минут ходьбы надо учесть при составлении вашего индивидуального графика: скажем, если вы собрались на 13-часовой концерт в филармонию, то на 14-часовой в Дом музыки можете и не успеть…

С содержательной точки зрения афишу можно уподобить мощному ветвистому дереву, где основа – «ствол» – это некий мейнстрим: известные классические шлягеры с именитыми, как правило, исполнителями. Либо популярный джаз, фолк и духовная музыка. А «ветви» – это некие новинки и изюминки: музыка средневековья, Ренессанса и барокко, либо – наоборот – что-то современное, созданное сегодня или вчера (пример – российская премьера оратории Ольги Викторовой «Исход»). Эта важная часть афиши представляет собой интригующую «езду в незнаемое», нечто мало и редко играемое, то, что так любит открывать своим слушателям Рене Мартен. И эти открытия никогда не разочаровывают, потому что он придерживается главного принципа: качество и самой музыки, и исполнения должны быть на высоте. Каждый раз удивляюсь: ну как это Мартену удается? Ведь он имеет дело с двумя тысячами произведений, сотнями музыкантов (в общей сложности в этом году на фестивале выступили 600 музыкантов из 10 стран). Впрочем, секреты своей продюсерской кухни маэстро раскроет в интервью (см. ниже). А если говорить об артистах «Безумных дней‑2018», то в цифрах картина выглядит так: наибольшее число фестивальных концертов (по шесть) дали четыре оркестра – хозяева фестиваля Уральский филармонический и Уральский молодежный, а также его постоянные участники камерные оркестры La Primavera (Казань) и Musica Viva (Москва). А абсолютным чемпионом в личном зачете стал руководитель Musica Viva, виолончелист Александр Рудин, который четырежды выступил в качестве солиста, дал один концерт с молодежным оркестром и шесть – со своим, причем они почти сплошь были эксклюзивными. Это, например, «Античный концерт» с музыкой Арайи и Галуппи, русские редкости от Черепнина и Гречанинова, «галантные» опусы Боккерини или своеобразный баттл «русского Россини» Александра Алябьева и «баскского Моцарта» Хуана Кризостомо де Арриаги!

Как всегда, мощно выступила команда солистов «Безумных дней», уже традиционно представляющая в основном русскую и французскую школы: это пианисты Натанаэль Гуан и Юрий Фаворин, Жонас Вито и Лукас Генюшас, Мари-Анж Гучи, Эммануэль Строссер и Андрей Коробейников, скрипачи Ми-Са Ян, Айлен Притчин и Оливье Шарлье. В Екатеринбург приехала и участница первых французских «Безумных дней» в Нанте (La Folle Journée‑1995), профессор Парижской консерватории пианистка Анн Кеффелек.

Александр Рудин, Юрий Фаворин и оркестр Musica Viva

Об ансамблях. Сначала о тех, кто «на новенького». Это французы: секстет Convergences во главе с трубачом-виртуозом Роменом Лелё, квартет Messiaen, специализирующийся на музыке ХХ века, и октет клезмерской и цыганской музыки Sirba. Восторг публики вызвал еще один дебютант уральского «Безумия‑2018», британский ансамбль блокфлейт Palisander, виртуозно и остроумно исполнивший музыку от XVI века до наших дней. Palisander – это четыре девушки, которые привезли в Екатеринбург внушительную коллекцию из 25 флейт: от самой маленькой, величиной всего в 14 сантиметров, до громадной двухметровой, выше человеческого роста. Девушки немного попугали публику тем, что играли композиции со своего диска «Остерегайтесь паука», но, как оказалось, название появилось из-за понравившейся девушкам итальянской легенды о музыке, которая лечит многое, даже укусы пауков. Ну а участника первых «Безумных дней» в Екатеринбурге (2015) бельгийский барочный ансамбль Ricercar Consort публика встретила с особым теплом, как старых знакомых. Бельгийцы представили изыски барокко: Куперена, Скарлатти, Телемана и куда менее известных де Мурсию и Форкре. Барокко играл и Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H», а наш знаменитый ансамбль «Мадригал» представил еще более раннюю европейскую музыку XIV века.

Нынешний фестиваль, который проходит под девизом «К новым берегам», уже перекочевал в Польшу. А уже в феврале стартуют новые «Безумные дни‑2019», которые будут носить подзаголовок «Путевые заметки», и фестиваль тоже будет кочующим – из Франции в Японию, затем, в августе – снова в Екатеринбург, чтобы отметить здесь первый маленький юбилей – пять лет!

Нина Стемме: <br>Бельканто –  ​основа Вагнера События

Нина Стемме:
Бельканто – ​основа Вагнера

В Шведской Королевской опере в Стокгольме состоялась церемония вручения Приза Биргит Нильссон, обладательницей которого стала всемирно известная сопрано Нина Стемме

Знакомый незнакомец События

Знакомый незнакомец

В столице Приволжья завершился масштабный фестиваль «Другая музыка. Пярт»

Московский «Цирюльник» События

Московский «Цирюльник»

Большой театр после долгого перерыва вернул в репертуар «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини – ​оперу, которую невозможно не любить и которую так трудно хорошо спеть и свежо поставить

В мечте о свете и покое Без рубрики

В мечте о свете и покое

Историческая реконструкция последнего концерта Чайковского в Большом зале Московской консерватории