Ночное искусство События

Ночное искусство

Всероссийская акция «Ночь в музее» охватила в столице более 200 площадок, от джаза в Царицыно до выставки «Четверо на льдине, не считая собаки», посвященной экспедиции «папанинцев» в Арктику, и экскурсии в Музее Вадима Сидура для глухих и слабослышащих на жестовом языке.

Синтез искусств – своеобразная idea fix эпохи Серебряного века. Одним из главных «проповедников» этой идеи стал Александр Николаевич Скрябин, и спустя сто с лишним лет после смерти великого композитора его дом-музей продолжает начатое. «Ночь в музее», уже в восьмой раз прошедшая в скрябинском доме, стала поводом к объединению разножанровых проектов в один большой музейный праздник.

В этом году акция приурочена к грядущему юбилею – уже осенью один из старейших городских музеев отметит свое столетие, в связи с чем программа «Ночи в музее» приобрела особый размах. Весь день посетителей ожидали экскурсии, в которых самым интересным экспонатом для публики традиционно становится «цветовая шкала светомузыкального круга» Скрябина, наглядно демонстрирующая идею пересечения искусств. А помимо собственно музейной обзорной экскурсии, для всех желающих провели еще и пешеходную – по скрябинскому Арбату.

Но, пожалуй, главное, чем привлекает Музей Скрябина (как и большинство музыкальных музеев), – объединение музейного и концертного пространств. Помимо замечательного зала, позволяющего любые мультимедийные эксперименты, с недавних пор в качестве концертной площадки используется и внутренний двор музея – что позволяет проводить востребованные сейчас концерты «на свежем воздухе». Благодаря этому и без того разнообразная музыкальная программа вечера заинтересовала самые разные слои публики.

Концерт Евгения Гринько во внутреннем дворе музея

Два концерта, полярные по стилю, стали обрамлением «Ночи в музее» в Доме Скрябина. Открыл вечер концерт петербургской саксофонистки Александры Манаковой. В своей программе молодая солистка сумела сочетать несочетаемое – транскрипции музыки Баха, аргентинское танго Астора Пьяццоллы и произведения композиторов-саксофонистов – Р. Нода, П. Мориса и П. Бонно. Казалось бы, такая музыка могла бы стать отличным завершением вечера, но организаторы решили иначе – и своеобразным «итогом» оказался концерт из барочной камерной и вокальной музыки под названием «Музыкальная полночь». Исполнители (Наталья Соколовская – фортепиано, Алина Яровая – сопрано, Зоя Вязовская – флейта и Регина Штейнман – альт) отметили особую связь эпохи барокко с символикой ночи и идеей жизни как сновидения, благодаря чему полуночный концерт приобрел особую таинственную атмосферу.

Главным событием сцены во дворе музея стало выступление молодого композитора Евгения Гринько. Рок-барабанщик без музыкального образования, Гринько неожиданно для себя самого пришел к модной неоклассике – в духе Яна Тирсена или Людовико Эйнауди. Композитор говорит в интервью: «Ко мне пришел Бог и сказал, что у него были надежды на Тирсена, а тот подвел. Так что, ты, бросай барабаны и начинай играть инструментальную музыку». У первой же композиции Гринько под незатейливым названием «Вальс» в YouTube почти 15 миллионов просмотров, а еще внезапная и громкая слава в Турции, где он озвучил несколько фильмов.

Евгений Гринько и музыканты перед концертом

Для «Ночи в музее» композитор выбрал несколько сольных фортепианных и гитарных композиций, но наиболее интересны те, что написаны для инструментального состава (Лиза Бабченко – гобой, Влада Понятовская – скрипка, Серафим Варлыгин – альт и Мария Елина – виолончель). В таком исполнении прозвучали новые произведения Гринько – чуть более сложные по языку, но более тонкие и изобретательные. А для поклонников, которых, кстати, с трудом вместил двор музея, композитор сыграл самые известные свои композиции – немногословные, как сам Гринько, легкие и атмосферные пьесы.

Кульминацией вечера стал перформанс группы мультимедиа-художников и электронных музыкантов Struttura. Коллектив создает проекты, которые объединяют живую и электронную музыку, инсталляции, видеопроекции и искусство перформанса. Неудивительно, что музей Скрябина оказался идеальной площадкой для группы – и не только из-за технических возможностей зала. По сути, Struttura на современном уровне продолжает замыслы великого композитора – озвучивая «видимое» искусство и визуализируя музыку.

Новый перформанс художники назвали емко – «Тишина». Аудиовизуальное шоу было посвящено окружающим нас повседневным звукам и взаимодействию с ними, а целью стало, как рассказали сами авторы, исследование тишины. Основным «инструментом» перформанса стали две актрисы, чьи движения и звуки фиксировала камера, превращая их в единую причудливую композицию. Полная темнота послужила фоном для видеопроекций, транслируемых на стены зала и сцену, а шумы сливались с импровизациями пианиста, сидящего за роялем на сцене. Процесс создания звука, напоминающий какой-то магический ритуал, по-настоящему завораживал – зал притих, поглощенный «искусством тишины».

Евгений Гринько и директор Мемориального музея А.Н. Скрябина Александр Иванович Лазарев

«Ночь в музее» – проект, предлагающий множество разнообразнейших событий на любой вкус. Среди десятков московских музеев Дом-музей Скрябина – это вовсе не то место, куда обыватель может прийти в поисках развлечений; обитель великого композитора держит высокую планку и тщательно создает интеллектуальное пространство, достойное носить имя Мастера. Ночь в музее Скрябина – лишнее тому доказательство.

Под сенью Петипа События

Под сенью Петипа

На Исторической сцене Большого театра прошел XXVI фестиваль мирового балета Benois de la Danse

Легендарному Дому звукозаписи грозит уничтожение События

Легендарному Дому звукозаписи грозит уничтожение

Понедельник, 13 августа, стал «черным днем». На следующий день в редакцию «Музыкальной жизни» было направлено открытое письмо, в котором представители музыкальной общественности и звукорежиссеры напоминают, что «студийный комплекс на Малой Никитской улице, известный музыкантам разных поколений как ДЗЗ (Дом звукозаписи), был построен в конце 1930-х годов и являет собой образец производственного комплекса для звукозаписи и вещания, не уступающий ни тогда, ни теперь лучшим зарубежным аналогам. Мы отправили запрос на комментарий в приемную генерального директора ФГУП Издательство «Известия». За сохранение ДЗЗ на Качалова выступили многие авторитетные музыканты и деятели культуры.

Музыка на вырост События

Музыка на вырост

«Кольцо нибелунга» для самых маленьких

На Ярославском Парнасе События

На Ярославском Парнасе

Глубинное русское село становится притягательной точкой на музыкальной карте