Неувядающая весна События

Неувядающая весна

Юбилей дирижера Александра Пономарева отметили большим концертом его главного «детища» – Детского хора «Весна»

«Мне нигде не было так хорошо, как в “Весне”. Вы подарили мне и всем “веснушкам” самое счастливое детство на свете». Эти слова одного из выпускников Детского хора «Весна» адресованы человеку, который стал для огромного количества детей Учителем (именно так, не педагогом, не преподавателем, а настоящим проводником в жизнь), – создателю хора Александру Сергеевичу Пономареву.

В этом году Александру Сергеевичу исполнилось бы 80 лет, и потому весь 2018 год для хоровой школы «Весна» – юбилейный. В честь Пономарева уже запланировано больше десятка концертов, две педагогические конференции и художественная выставка (и это не считая постоянных проектов – Фестиваля фортепианной музыки «Подснежник», активного сотрудничества с Московским государственным академическим хором и других многочисленных проектов). Все это неудивительно в таком коллективе, как «Весна» – ведь мало где настолько бережно относятся и к именам учителей, и к атмосфере и взаимоотношениям в детском коллективе (даже воспоминания учеников и зрителей хранятся в специальной книге), и, конечно, к музыке.

К 13 ноября – дню рождения Александра Сергеевича – в школе всегда готовится особый праздничный концерт; в юбилейном году он прошел, конечно, с небывалым размахом, в Большом зале консерватории. Помимо старшего хора, участие в концерте принимали выпускники разных лет, а в конце на сцену вышли сразу несколько младших хоров. Глядя на этот грандиозный хоровой праздник, сложно даже представить себе, что история «Весны» (коллектива, в «багаже» которого теперь масса всемирных конкурсов и особая гордость – две победы в конкурсе Европейской хоровой ассоциации «Гран-при Европы») начиналась с маленького кружка, скромного «дворового» хора. Александр Сергеевич вспоминал об этом так: «Как-то ко мне пришли домой, стучатся и говорят: “Вы – музыкант, не будете ли добры с нашими детишками заниматься, чтобы они без дела по двору не бегали?”».

Пожалуй, только такой человек, как Пономарев, смог бы справиться с непосильной на первый взгляд задачей – из нескольких детей создать известный на весь мир хор, прославившийся на крупнейших фестивалях и конкурсах. Будучи почти что самоучкой, Александр Сергеевич понимал, как важно увлечь ребенка настоящей, классической музыкой – и потому одним из главных его кредо было то, что дети не должны воспитываться на массовой песне. Поэтому в репертуаре хора с самого начала и до сегодняшнего дня основное место занимают произведения классиков – зарубежных и отечественных, а еще сочинения современных авторов, зачастую посвященные «Весне» или Пономареву. Отдельную роль в создании репертуара играют многочисленные обработки Александра Сергеевича, благодаря которым хор имеет возможность исполнять величайшую музыку, не предназначенную изначально для детей, но великолепно адаптированную.

Репертуарная логика хора отлично читалась и в программе юбилейного концерта. Первое отделение было посвящено музыке классицизма и барокко в переложении Пономарева: вначале лаконичное хоровое приветствие «Laudate Dominum» Моцарта (дирижер – художественный руководитель «Весны» Надежда Аверина), а затем многочастная «Gloria» Вивальди под управлением Сергея Кондрашева. Удивительно благородный и культурный звук ощущался уже с первого хорового аккорда, а благодаря замечательному Симфоническому оркестру радио «Орфей» это ощущение только усилилось. Звук – не единственная «точка удивления»: еще больше поразила та осмысленность, с которой пели совсем юные хористы – и в миниатюре Моцарта, и особенно в двенадцатичастной кантате Вивальди чувствовалось, что хор понимает всю глубину исполняемой музыки. И даже несколько излишняя бережность, а иногда и неуверенность – идущая, вероятно, от неизбалованности большими сценами, – нисколько не испортили впечатления от пения.

А после антракта звучали произведения a capella, посвященные Александру Сергеевичу Пономареву и написанные специально для «Весны» московскими композиторами Михаилом Броннером, Владимиром Рубиным, Ефремом Подгайцем – давними друзьями хора, а еще Юлией Тихоновой, выпускницей «Весны». Обрамляли второе отделение две премьеры, написанные специально к юбилейному концерту, – «Душа хотела б быть звездой» Михаила Броннера на стихи Федора Тютчева и «Весь мир поет» Юлии Тихоновой на стихи К.Р. (князя Константина Романова). Прекрасные стихи украсили эти сочинения, но сам по себе музыкальный язык, вероятно, оказался излишне ожидаемым – в стиле советской музыки для детского хора, несколько лапидарной. В качестве краткого апофеоза сочинение Тихоновой прозвучало, в целом, абсолютно уместно, но пятичастная композиция Броннера растянула концерт и оставила зал равнодушным.

Совершенно иначе были восприняты хоровая поэма Владимира Рубина «Девушка пела в церковном хоре» на стихи Александра Блока и особенно кантата-сказка «Лунная свирель» для хора и инструментального ансамбля Ефрема Подгайца. В поэме Рубина очень свежо прозвучал сольный «ангельский» голос, отделенный от общего хора, а прекрасное исполнение концертмейстера Василия Заболотнего дополнил интересный звуковой эффект – удары по струнам рояля. А кульминацией всего концерта стала кантата Подгайца по сказке Сергея Козлова – прекрасная музыка, в которой хористы и показали профессионализм, и, что даже важнее, смогли почувствовать себя детьми – ведь сказка остается сказкой. И без того яркую и очень театральную музыку дополнила лаконичная сценография, без излишнего «перетягивания» внимания – благодаря чему кантата выглядела очень цельно и стильно. А аккомпанемент инструментального ансамбля – скрипка, флейта и ударные – проиллюстрировал звукоизобразительные эффекты милой сказки о Зайце и Филине.

Создатель «Весны» до конца жизни оставался в душе ребенком, о чем вспоминал дирижер Владимир Минин: «Детей не обманешь; они нутром безошибочно чувствуют сущность человека и тянутся к родственному, близкому и понятному. В Александре Сергеевиче и впрямь было что-то ребяческое: и некая застенчивость, и озаряющая его лицо улыбка». Вероятно, именно поэтому он и мог общаться со своими «веснушками» на равных: учить их тому, что сам называл «хоровым патриотизмом», и не терпеть безразличия к музыке, но всегда ободрять («его слово “хорошо”, даже когда все плохо, – это очень важно детям!..»)

Благодаря Александру Сергеевичу хор «Весна» стал уникальным событием в современной культурной жизни. Прекрасно об этом сказал композитор Михаил Броннер: «Если бы каждый ребенок прожил хотя бы часть своей детской жизни в хоре “Весна”, мы жили бы в другом мире и в другой стране. Детский хор “Весна” – это звучащий памятник замечательному маэстро, гениальному музыканту и педагогу А.С.Пономареву». Дети, начинающие свой путь в таком коллективе, как «Весна», не смогут вырасти плохими людьми – ведь они с самого детства причастны к высокому искусству; а творческий путь Мастера, всего себя отдававшего искусству, станет для них образцом для подражания на всю жизнь.

Verdi forever События

Verdi forever

Вердиевский фестиваль в Парме и ее окрестностях

Без литургической дотошности События

Без литургической дотошности

Как Le Poème Harmonique скрестил Stabat Mater Перголези с тарантеллой

Как приготовить симфонию События

Как приготовить симфонию

В Петербурге в Концертном зале Дворца Белосельских-Белозерских Союз композиторов России презентовал новый проект «Современная музыка России.

Вперед, на опереточный Олимп! События

Вперед, на опереточный Олимп!

Вновь льются зажигательные мелодии арий и дуэтов, за кулисами ожидают взволнованные девушки и юноши, а зал наполняют родные и друзья, «группы поддержки».