Московская консерватория проведет фестиваль «Памяти князя»

​Десять лет назад скончался князь Андрей Михайлович Волконский. Он во многом был первымоткрыл русской музыке «дорогу в авангард», первым в СССР написал двенадцатитоновую музыку Musica stricta», 1956), был пионером исторического исполнительства и первым в СССР клавесинистом, создал первый ансамбль старинной музыки. Он был культовой фигурой, потому что во всем отличался от остальных он был иностранцем, фрондером, эпатажником и, вместе с тем, гениальным музыкантом. Музыка была для него всем. И с ним уходит время, когда музыка могла быть протестом, сопротивлением, философией жизни. Время, когда музыка обладала силой влиять на окружающий, внешний мир.

Фестиваль «Памяти князя» покажет разные грани личности Волконского, не только композитора и исполнителя, но и слушателя. Художественные руководители фестиваляАлексей Любимов, Елизавета Миллер и Иван Великанов были знакомы с Волконским в разные периоды его жизни, знали его в разных ипостасях. Алексей Любимов был партнером Волконского по сцене еще до его эмиграции, исполнял его музыку, не прекращал общения с ним до самой его смерти. В последние годы он инициировал переиздания многих его записей, а также записи его сочинений. Елизавета Миллер много лет прожила в непосредственной близости от Волконского, в Экс-ан-Провансе. Их общение было регулярным на протяжении десяти лет, ее Волконский называл своей ученицей. Иван Великанов познакомился и общался с Волконским в последние годы его жизни во Франции. Он записал с ним серию бесед о музыке, которые использовались при издании книги «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни».

Четыре программы отражают разные направления интересов и творческой деятельностиВолконского. На концерте «В кругу друзей» (12 сентября, 19.00, Рахманиновский зал консерваторииего сочинения будут исполнены наряду с произведениями его друзей, композиторов Музыкального фонда М.П. Беляева, в котором Волконский был куратором в последние годы жизни. Именно ему мы обязаны изданием многих сочинений Валентина Сильвестрова, Александра Вустина, Тиграна Мансуряна и других. Выступление на фестивале станет московским дебютом для Камерного Оркестра Тарусы. По словам его художественного руководителя Ивана Великанова, с композитором музыкантов объединяет «духовное сродство»: Тарусские земли были колыбелью княжеского рода Волконских, а в наши дни в древнем городе Таруса, бережно хранящем свою особую культурную атмосферу и традиции, был основан этот коллектив. Программа «В диалоге с классикой», отражающая интерес Волконского к старинной музыке и неоклассицистские тенденции в его творчестве, будет представлена в двух вариантах (22 сентября, 17.00, Таруса, Дом литераторов; 23 сентября, 14.00, Рахманиновский зал консерватории). Концепции единства музыки в историческом времени, глубокому интересу Волконского к средневековой и русской церковной музыке посвящена программа «Тысяча лет духовной музыки» (6 октября, 18.00, Кафедральный Собор Свв. Петра и Павла), которую представят ансамбль старинной музыки «Alta Capella» и вокальный ансамбль «Хронос». На «Клавирном марафоне» (16 октября, 19.30, Культурный центр «Покровские ворота»), представляющем творческую ипостась Волконского-исполнителя, будут царить клавишные инструменты: не только хорошо известные клавесин и клавикорд, но также клавикорд, тафель-клавир, средневековый орган-портатив.

Среди исполнителей, которые выступят в фестивальных концертах ведущие российские исполнители на исторических клавишных инструментах, знакомые и дружившие с Волконским: всемирно известный музыкант, один из инициаторов создания и первый декан ФИСИИ Московской консерватории Алексей Любимов, а также его коллеги Елизавета Миллер, Ольга Мартынова, Иван Великанов; ансамбль «Студия новой музыки» и струнный квартет «Студия новой музыки» — коллективы-ведущие исполнители современной музыки в России, а также солисты: Алиса Гицба (сопрано) и Юлия Макарьянц (меццо-сопрано), инструменталисты Анастасия Влэдуц (траверс-флейта), Сергей Елецкий (кларнет), Владислав Песин (скрипка), Александр Гулин (виола да гамба).