«Мелодия» выпустила диск с виолончельными сочинениями Бриттена

Фирма «Мелодия» выпустила диск сольной виолончельной музыки Бенджамина Бриттена в исполнении Александра РаммаКонцерт-презентация диска состоялась 24 сентября в Малом зале Московской консерватории.

«Великая и благородная человеческая сущность Бенджамина Бриттена одинаково питает любые проявления его музыкального гения; произведения Бриттена – это его автопортрет человека…», – писал о Бриттене Мстислав Ростропович. Крупнейший английскийкомпозитор ХХ столетия, вновь (после двухсотлетнего перерыва) вознесший музыкальную традицию Британии к вершинам музыкального Олимпа, раскрыл свой творческий потенциал в самых различных жанрах. Велики были связи композитора с русской музыкой и музыкантами (он праздновал свой 50-летний юбилей, находясь в Москве), но наиболее тесный дружеский и творческий контакт сложился у Бриттена с М.Л. Ростроповичем. Под влиянием искусства гениального исполнителя Бриттен вновь обратился к инструментальной музыке. Для Ростроповича были написаны Симфония-концерт и виолончельная соната. Затем последовала Сюита (№ 1) для виолончели соло, которую Д. Шостакович относил к лучшим образцам камерной музыки.

«Он там такое “натворил”, так расширил возможности инструмента, что пришлось пройти заново курс своеобразной музыкальной школы», – отзывался Ростропович о первой сюите, законченной в 1964 г. В течение десятилетия Бриттен работал над тремя сюитами для виолончели, в которых сочетал следование барочным образцам (в частности, виолончельным сюитам Баха) и отзвуки европейского «неоклассицизма» ХХ века, а также безграничное восхищение искусством Мстислава Ростроповича. Подобно знаменитому Восьмому квартету Шостаковича сюиты Бриттена (вторая и третья) имеют автоцитаты из других произведений, приоткрывающие свою образно-символическую программу; последняя сюита содержит цитаты из русского фольклора и православного обихода как знак глубокой творческой связи. Искусство крупнейшего представителя русской виолончельной школы вдохновило многих композиторов, оно вызвало к жизни и одну из ярчайших творческих страниц гениального британского композитора.

Виолончельные сюиты Бенджамина Бриттена звучат в исполнении Александра Рамма. Выпускник Московской консерватории по классу профессора, ученицы М. Ростроповича Н. Шаховской, лауреат престижнейших международных состязаний (включая приз женевского фонда «Neva Foundation» 2011 г. и серебряную медаль XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 г.) А. Рамм завоевал международную известность как выдающийся виолончелист, сочетая яркую артистическую виртуозность с глубиной постижения исполняемой музыки.

Первым из российских музыкантов после М. Ростроповича, Александр Рамм обратился к сольным виолончельным сюитам Бенджамина Бриттена и впервые в России записал их.