Мания Тоски События

Мания Тоски

Финская национальная опера открыла сезон премьерой «Тоски» Пуччини: ее сенсацией стала литовская певица Аушрине Стундите в титульной партии. Режиссер Кристоф Лой придумал на почве оперы Пуччини захватывающий триллер на все времена, в котором главный герой – маньяк-садист Скарпиа.

Давно ли мы задумывались о том, что методы тайной полиции стары как мир? Ложь и провокации, манипулирование людьми, шантаж родственниками, угрозы жизни и бессудные расправы – и садизм, расцветающий ядовитыми цветами на почве вседозволенности, сладострастия. Да-да, как выясняется, упоение бесконтрольной властью над жертвой рождает в мучителях нечто вроде сексуального жара, требующего утоления; и тогда жестокость и пытки принимают особо изощренные формы.

Именно в таком ракурсе подает режиссер Кристоф Лой душераздирающую историю любви и смерти Флории Тоски и Марио Каварадосси. И подчеркивает вневременный ее характер. Неважно, когда случилась трагедия: во времена пудреных париков XVIII века, наполеоновских войн или в начале века XIX. В спектакле есть приметы всех эпох – но даны эти приметы едва уловимым намеком, в основном – через смешение костюмов, и принципиального значения для понимания сути послания режиссера политемпоральность не имеет.

Но вот что важно: любовники – люди творческих профессий, свободные и независимые: она – оперная певица, он – художник. Оба оказались вырваны из высокого мира искусства и прекрасных отвлеченностей и перемещены в мрачный мир насилия, крови и неукротимой похоти. В этом извращенном мире гуманистические ценности отменены, просто аннигилируются; двое влюбленных оказываются беспомощны перед произволом политической власти и страстью психопата Скарпиа, которого распаляет самый вид Флории Тоски. Смерть в этом аду – обыденность, люди – расходный материал. Тотальный антигуманизм Скарпиа – есть продолжение его сексуальной одержимости Тоской: он воспринимает ее как вещь, как объект желания, который во что бы то ни стало хочет использовать. И эта трактовка гораздо страшнее типической, к которой привыкли: обычно начальник тайной полиции изображается эдаким пожившим служакой, седовласым джентльменом, который озабочен сохранением своей должности, забавляется с певичками и не видит в том ничего предосудительного.

В спектакле Кристофа Лоя Скарпиа спел глубокий и мощный бас-баритон Туомас Пурсио; он превосходно справился с партией и со сложным амбивалентным образом страдающего злодея. Его Скарпиа молод и красив, статен и высок, и к тому же умен. Он привлекает женские взоры, обходителен с дамами, аристократичен, галантен. Но при всем своем уме и умении контролировать себя – Скарпиа болен Тоской; это превратилось в манию, которую он не в силах побороть. В храме, во время пения Te Deum перед мысленным взором Скарпиа внезапно возникает сцена, в которой он насилует Тоску; не в силах сдерживаться, он падает на мраморный пол собора, содрогаясь в конвульсиях: похоже, это оргазм.

Сладострастие начальника тайной полиции причудливо сочетается с истовой религиозностью: его вера мрачна, как и его помыслы. Запреты и ограничения – его мир; как всякий представитель власти, он консервативен. И при всем том Скарпиа обладает довольно сильным отрицательным обаянием. Его флюиды действуют на всех окружающих, включая Тоску. В сцене в соборе она доверчиво прижимается к нему, изливая на его груди обиды на Марио, свою ревность к аристократке, изображенной на портрете. Это кажется удивительным, но язык тел все проясняет. Встретившись в соборе, Скарпиа и Тоска стоят так близко друг к другу, что можно подумать, они любовники. Скарпиа не встречает отпора, вторгаясь в личное пространство Тоски. Жесты говорят красноречивее слов, и мы понимаем, что эти двое давно знают друг друга; возможно, с детства. И, возможно, из воспоминаний Скарпиа об этих беззаботных днях, из его детской влюбленности и выросла его маниакальная одержимость Тоской.


Аушрине Стундите – Флория Тоска

Это могло бы отчасти оправдать злодея; в конце концов, психопатия – это болезнь. Когда он отдает распоряжение пытать и расстрелять Марио, то, быть может, делает это не из политических, а из личных соображений: ведь они соперники.

Партию Марио Каварадосси спел отличный тенор Андреа Каре. Визуально Каварадосси – полная противоположность Скарпиа: он свободен в движениях, поступках, даже в небрежной манере одеваться. Главная ценность для художника – честь и достоинство; и он жертвует любовью и жизнью во имя чести. У Каварадосси есть бессловесный помощник – преданный ему подмастерье, всюду таскающий за ним палитру и кисти, приносящий еду, холсты. Юноша гибнет невзначай, в отчаянной попытке защитить патрона; его небрежно, походя, убивают полицейские, уводящие Марио в тюрьму. В последней сцене, перед казнью Марио является призрак девочки – Тоски, и он понимает, что обречен.

На первый взгляд, спектакль Лоя решен подчеркнуто консервативно и в точности соответствует сценическому канону «Тоски». Но это обманчивое впечатление. Потому что главное для Лоя – не «что», а «как». Лой сосредоточился на детальной психологической проработке поведения героев, на обосновании их мотивации, оттачивая каждый их жест, позу, чуть ли не до градуса определяя наклон головы, направление взгляда. В итоге до последней ноты знакомая, популярная опера смотрелась как захватывающий криминальный триллер, в котором каждое мгновение непредсказуемо.

Звездой спектакля стала Аушрине Стундите – Тоска: яростная, как тигрица, ласковая, как дитя, легко переходящая от слез к гневу, но ни на минуту не утрачивающая мощного внутреннего стержня. Ее темперамент зашкаливал, неукротимая экспрессия выражения потрясала до глубины души. Она была владычицей сцены и зала; даже подчиняясь Скарпиа, нехотя целуя его в губы в знак закрепления уговора, – она уже знала, что убьет его. Эта решимость читалась в ее взгляде.

Стундите, без сомнения, выдающаяся актриса; из той редкой породы, что приковывает к себе взоры, что бы ни делала на сцене. Даже когда она просто стояла, выпрямившись, в кабинете Скарпиа, в своем черном платье с пышной юбкой, глаз отмечал и оценивал ее осанку и апломб.

Голос Стундите поначалу кажется не слишком подходящим для драматической партии Тоски: в нем нет стальной силы и мощи настоящего драмсопрано. Но даже это обстоятельство она сумела обратить себе на пользу. Действие закручивалось спиралью вокруг ее стройной фигуры, а голос, скорее лирического окраса, добавлял сценическому характеру трогательную хрупкость и беззащитность.

Фирменный стиль Кристиана Шмидта – сценографа спекта кля и художника по костюмам – давно известен: он постоянно работает с Клаусом Гутом, Хансом Нойенфельсом и Кристофом Лоем, создавая в их спектаклях анфилады пустынных комнат, украшенных простым классическим декором. Шмидт не стал спорить с постановочной традицией, предпочтя за лучшее обратить ее себе на пользу; оформил первый акт как сцену в католическом соборе: слева – статуя Мадонны, в глубине – часовня с решеткой, где скрывался нервический интеллигент-диссидент Анджелотти (Тапани Платан), в центре – незаконченная фреска и мольберт с картиной. Во втором акте не кабинет, а скорее столовая: длинный стол, за которым сидит Скарпиа, накрыт белой скатертью, всюду расставлены подсвечники и канделябры, на стене висит постер, извещающий о концерте примадонны Флории Тоски. А вот и она сама: входит и неторопливо стягивает с рук перчатки; она еще не знает, что ее возлюбленный схвачен.

За пультом оркестра Финской оперы стоял новый главный дирижер – опытный Патрик Фурнье, который начал свою деятельность в Хельсинки полтора года назад с постановки французских опер. Фурнье сумел сообщить игре оркестра мягкость, выразительность и светящуюся ауру звучания; избежал соблазна прибавить веристского надрыва в кульминациях и точно рассчитывал динамические градации звука.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии