Персона

Легенда башкирского балета

Легенда башкирского балета

К 70-летию со дня рождения народной артистки России и Башкортостана, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева Леоноры Куватовой.

Всё начиналось на улице Росси

Классическая техника вагановской школы, безусловно, была основой мастерства балерины. Но ее танец не был бы столь выразителен, если бы не потрясающий лирико-романтический заряд и утонченность натуры. Творчество Леоноры Куватовой, мне кажется, можно назвать эпохой романтизма в башкирском балете. Воздушность, поэтическая одухотворенность, хрупкость и трепетность ее танца, сила сценических образов волновали зрителей.

Первое эмоциональное потрясение Леоноры Куватовой связано с … балетом. Маленькой девочкой она увидела на сцене «Умирающего лебедя» Сен-Санса в исполнении замечательной башкирской балерины Зайтуны Насретдиновой. Ее переполнили восхищение и совершенно определенное желание – стать балериной. Хотя кто из девчонок не мечтает об этом… Но у Леоноры детские грезы переросли в осознанную цель. К тому же ее сестра Венера Галимова уже училась на балерину и будоражила своими рассказами, демонстрацией красивейших поз, необычными их названиями: арабеск, аттитюд, пируэт, гран плие…

Думая об искусстве балерины Куватовой, ее таланте, необыкновенном обаянии, невольно обращаешься к самим истокам: Ленинград, улица Зодчего Росси, учителя, знаменитые, как само училище. Например, Александр Иванович Пушкин, который учил Нуреева и обратил внимание на способную девочку, землячку Рудольфа. А с какой благодарностью и сейчас Леонора Сафыевна вспоминает уроки своего профессора Ирины Трофимовой! Еще ученицей Леонора станцевала Машу в «Щелкунчике». Ее Принцем был Миша Барышников. Два года очаровательный дуэт радовал публику на прославленной Кировской сцене. Училась Леонора успешно и с удовольствием. Музыкальная, пластичная, с большим шагом, природным красивым вращением, она радовала педагогов и внушала большие надежды.

Все стили ей подвластны

После окончания Ленинградского хореографического училища Леонора Куватова отвергла самые лестные предложения и приехала в родную Уфу. С 1967 года она солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. За четверть века станцевала ведущие партии в балетах русской, национальной и балетной классики. Одетта-Одиллия, Аврора, Мария, Золушка, Сольвейг, Жизель, Сильфида, Китри, Зайтунгуль… Выпускница вагановской школы блестяще владела классической техникой, которую наполняла воздушностью, поэтичностью, одухотворенностью. Первая партия – Айсылу в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь». Танцуя в любом стиле, Куватова покоряла легкостью, изяществом, приподнято-романтическим отношением к своим героиням.

Классика была для балерины родной стихией. Ее Одетта пленяла бесконечной нежностью, сказочной таинственностью, поэзией первой любви. И все это при безукоризненной технике, чистоте пластического рисунка, отточенности поз. Балетная критика отмечала своеобразие ее трактовки образа Одиллии. «Куватова не танцует открытое коварство, – писала известный балетовед Э. Бочарникова. – Всем заостренным рисунком танца, колючим бисером знаменитых фуэте она подчеркивает как бы изменчивую натуру Одиллии, злой блеск ее обольстительной игры. Этот прием свидетельствует о высоте художественной культуры балерины».

Одна из любимых ролей и одна из вершин творчества балерины – Жизель в балете Адана. Нежность, доверчивость, радость первой любви сменяется трагическим прозрением, недоумением, невозможностью до конца осознать обман и крушение надежд. Сума­сшествие бедной девушки настолько совершенно было сделано, что зал замирал, сопереживая чувствам героини. Сама Леонора Сафыевна с гордостью говорит: «Если мне что-то и удалось, так это Жизель»…

Куватова блестяще владела техникой классического танца, но ей подвластна была и стилистика современной хореографии. Помню ее в программе одноактных балетов «Орфей» Е. Фомина и «Сестра Керри» Р. Паулса в постановке балетмейстера В. Могильды. Прекрасные работы начала восьмидесятых, когда балерина была на пике творческой зрелости, полно раскрыла свою индивидуальность, свободно владела всеми пластами хореографической лексики. За один вечер благодаря таланту балерины мы могли увидеть и зарю балетного театра эпохи классицизма, и современный танец, насыщенный динамикой, необычной ритмикой.

Огонь, пылающий в сосуде

Национальная классика, балеты башкирских композиторов – тоже яркая страница в творчестве Леоноры Сафыевны. Первая партия, исполненная на уфимской сцене, – Айсылу в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь». Затем были «Страна Айгуль», «Гульназира». Работа, общение с Нариманом Гилязовичем, не только талантливым композитором, дирижером, но вообще незаурядной личностью, умным, душевным человеком, стали для балерины школой мастерства. Она поняла: мало уметь танцевать, нужно быть актрисой, создавать характер.

Как пригодился этот опыт в работе над «Журавлиной песнью»! Невозможно танцевать Зайтунгуль, не обладая ярким драматическим дарованием. Педагогом-репетитором была первая Зайтунгуль – Зайтуна Насретдинова. Она вдохнула в сосуд пылающий огонь!

Новых журавлят взметнется стая!

Леонора Куватова объездила, без преувеличения сказать, весь земной шар. Если перечислять места, где она побывала, нужно назвать все части света и десятка полтора стран и государств. Многочисленные гастроли, турне вместе с первыми танцовщиками Советского Союза, России. Причем башкирская балерина выступала на равных с признанными звездами. Ее концертный репертуар украшали номера в постановке гениального Касьяна Голейзовского: «Мазурка» А. Скрябина, «Вальс» И. Штрауса, «Арлекинада» Р. Дриго.

Не у всех балерин уход со сцены проходит безболезненно. Леонора Сафыевна, по примеру своих замечательных подруг, например, Екатерины Максимовой, очень мудро считает педагогическую работу естественным продолжением творческой жизни, в которой появи­лась новая единица измерения – ученики. Вот куда перетекает огромный сценический опыт, накопленный в театре и во время многочисленных турне, гастролей по всему миру.

Ученикам она отдает все, что знает и умеет. А награда? Что может быть отраднее для педагога, чем успехи питомцев! Леонора мечтала, чтобы ее ученица танцевала в знаменитом театре. Мечту осуществила Наташа Сологуб: восемь лет она танцевала на сцене Мариинского театра, удостоена приза «Душа танца» от журнала «Балет», дважды лауреат премии «Золотая Маска». Когда Наташа служила в Дрезденском театре, ее выступление в спектакле «Жизель» (!) стало одним из ярких эпизодов фестиваля имени Р. Нуреева. К радости и гордости Леоноры Сафыевны. Затем Наташа работает педагогом-репетитором в театре Бориса Эйфмана. Факт сам по себе – рекомендация высокого профессионализма.


«Страна Айгуль». Леонора Куватова – Айгуль и Шамиль Терегулов – Ильдар

Как педагог Леонора Куватова востребована и за рубежом: преподавала классический танец в Японии, Италии, Турции. А сейчас она снова художественный руководитель Башкирского хореографического училища имени Р. Нуреева. Характер у нее балетный. Что это такое? Вот как она сама говорит: «Для танцовщика нет слова «хочу», есть только «надо». Нужна огромная сила воли, чтобы жить в этом режиме, где все упирается в труд, труд и еще раз труд. В балете совмещается спорт и искусство. Физические и психологические нагрузки таковы, что работу балерин приравнивают к труду космонавтов и шахтеров. Судите сами, каков характер артиста балета».

Цель творчества – самоотдача

А как много дали башкирской труппе и лично Шамилю Терегулову и Леоноре Куватовой дружба и сотрудничество с великим хореографом современности Юрием Григоровичем! Они всей душой восприняли его девиз «Цель творчества – самоотдача!» и ежедневно, ежечасно воплощали его в жизнь.

«Тщетная предосторожность», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»…

Летят годы… Балеты, поставленные на уфимской сцене Юрием Николаевичем, пользуются неизменным успехом у публики и приносят творческое удовлетворение артистам. Новые поколения исполнителей осваивают хореографию и саму атмосферу спектаклей, учатся, совершенствуются. Казалось, что пребывание Мастера здесь стало просто эпизодом в истории башкирского искусства. А еще остался неизгладимый след в душах всех, кто работал, общался с этим необыкновенным человеком.

Мы жалели, что не удержали Юрия Николаевича в республике, он отыскал сердцу уголок в более теплых краях – в Краснодаре, где создал свой балетный театр, который гастролирует с его постановками по всему миру.

Но, оказывается, один человек все время лелеял надежду и верил в возвращение Мастера в театр. Это Леонора Сафыевна Куватова. Весной 2011 года Леонора несколько раз ездила в Москву, встречалась с Юрием Николаевичем, уговаривала его поставить в Уфе еще хотя бы один балет. И уговорила! В знак многолетней дружбы, доброй памяти о Шамиле Терегулове, уважения к самой Леоноре и башкирскому балету согласился. Очень хотелось «Легенду о любви», но хореограф предложил «Корсара». И театр возрадовался.


«Лебединое озеро». Одиллия – Леонора Куватова, Зигфрид – Юлай Ушанов

Вот уже более двух десятилетий огромный сценический опыт, накопленный в театре и во время многочисленных турне, гастролей и преподавания по всему миру, перетекает к многочисленным ученикам. Не случайно в 2011 году журнал «Балет» удостоил Леонору Куватову приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца».

Любить – это, прежде всего, отдавать

Последние десять лет стали большим испытанием для Леоноры Сафыевны. Внезапный уход из жизни супруга, единомышленника Шамиля Терегулова… Как наследство – должность художественного руководителя балетной труппы театра… Да совместить это с работой художественного руководителя Башкирского хореографического училища имени Р. Нуреева… Ежегодные нуреевские фестивали, которые необходимо превратить в праздники для любителей балетного искусства, то есть обеспечить приезд в Уфу ярких звезд российской и мировой сцены… Работа с Юрием Николаевичем Григоровичем, и в результате две блистательные премьеры – «Корсар» и «Спартак»… Леонора была счастлива, ведь она сама мечтала станцевать в этих балетах, особенно в «Спартаке», «Легенде». Не пришлось. Так пусть танцуют следующие поколения! У Леоноры было еще заветное и неисполненное желание – Анюта в балете Владимира Васильева. И добилась! Три года назад Нуреевский фестиваль открылся премьерой балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева. На сцене блистали нынешние звезды башкирского балета: Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова, Валерия Исаева, Софья Гаврюшина, Ильдар Маняпов, Олег Шайбаков, Рустам Исхаков, Андрей Брынцев, Сергей Бикбулатов, Руслан Абулханов…

Да, она такая – Леонора Сафыевна Куватова – душа танца, легенда. Умеет добиваться. Умеет радоваться за своих учеников, за свой родной башкирский балет.

Нужна огромная сила воли и духа, чтобы жить в этом режиме, где все упирается в труд, труд и еще раз труд. И где непреложно правило: любить – это, прежде всего, отдавать.

Ярослав Судзиловский: Композитор XXI века должен заниматься миропостроением вокруг себя Интервью

Ярослав Судзиловский: Композитор XXI века должен заниматься миропостроением вокруг себя

В следующем году Молодежное отделение Союза композиторов России (МолОт) празднует 10-летие.

Севастополь: культурная революция Интервью

Севастополь: культурная революция

О грядущих переменах в культурной жизни Севастополя Ольге Русановой (ОР) рассказали председатель Законодательного собрания города Севастополя Екатерина Алтабаева (ЕА) и начальник Главного управления культуры города Николай Краснолицкий (НК).

Анастасия Воротная: Быть похожей – не мой путь Интервью

Анастасия Воротная: Быть похожей – не мой путь

Эксклюзивное интервью пианистки Анастасии Воротной о её детских музыкальных впечатлениях, о благодарности великим учителям, о судьбоносных конкурсах и знаковых концертах.

Георгий Исаакян: Режиссер – одинокая профессия Персона

Георгий Исаакян: Режиссер – одинокая профессия

Максималист, перфекционист, для которого не существует слово «невозможно».