Комедия дель арте в советском стиле События

Комедия дель арте в советском стиле

Долгожданная премьера «Обручения в монастыре» Сергея Прокофьева – оперы, сложными путями нашедшей свое место в афише Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. С весны 1941 года шли интенсивные репетиции прокофьевской новинки на сцене Государственного оперного театра имени народного артиста Республики К.С.Станиславского, был готов макет, по радио дали трансляцию звуковой версии постановки, и еще чуть-чуть оставалось до сценического показа. Но наступило 22 июня 1941 года, и война круто поломала все планы. Премьеру отложили, театр объединили с Музыкальным театром имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко – с тех пор он и носит «двойную фамилию». Прокофьев уехал в эвакуацию, оттуда запросил экземпляр партитуры для ретушей, а после войны отдал ее в Кировский театр, где опера и увидела свет под именем «Дуэнья». Загадки, мистические препоны… Впрочем, неожиданные повороты обстоятельств и сюрпризы сопровождают и нынешнюю постановку. Об этом, а также о том, что лично значит эта опера и музыка Прокофьева, рассказывает режиссер премьеры, народный артист РФ, Художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Александр Борисович ТИТЕЛЬ. Это эссе – часть его будущей авторской книги.

Первый раз я услышал Прокофьева совсем маленьким: папа играл оба его скрипичных концерта. Я их сразу отличал и всегда прибегал. Как они звучали у отца! Такая свежесть, скерцозность в ощущении жизни, такая щенячья радость бытия. Музыка Прокофьева лечит от уныния, вселяет бодрость, надежду, смывает с тебя унылый мэйкап повседневности, утверждает, что жить, да и умирать, надо бодро и красиво. В ней есть здоровая чувственность и мощный поток эстетической радости, который немедленно очищает заржавленные контакты в душе.

Я не собирался ставить «Обручение» в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Когда-то уже делал спектакль в Екатеринбурге и был не очень доволен собой. Решил пригласить на постановку замечательного режиссера Бориса Цейтлина из Казани. Художником был Володя Арефьев. И в результате их совместной работы, бесед и бдений возникли чудесные вещи. Были, например, придуманы вентиляторы: такие белые вертушки на штанкетах. Начинали делать костюмы, и вдруг Цейтлин отказался: «Знаешь, я не буду ставить. Оперный спектакль, теперь-то я понимаю, это совсем другое. Боюсь испортить». Вот так я влетел в спектакль. Надо было просто спасать ситуацию. Я влетел и… окунулся в детство. Во многом благодаря арефьевским «пропеллерам». С такими белыми вертушками я тоже в детстве бегал, хотя больше с пустым колесом от велосипеда, подгоняя его проволочкой с выемкой. Мы с Арефьевым повернули спектакль немножко в другую сторону, перенесли сюжет оперы в 30-е годы XX века – время ее создания. Началось сочинение такой вот комедии дель арте в советском стиле: дель арте и арте совьетико.

Что такое «Обручение в монастыре»? Знаменитая комедия Шеридана «Дуэнья», переделанная влюбленным пятидесятилетним Прокофьевым и его молодой женой Мирой Мендельсон в либретто для оперы. У Шеридана восемнадцатый век. А Прокофьев сочиняет пузырящуюся радостью музыку в конце 30-х годов XX столетия, и не в Севилье, а в СССР. Он прекрасно понимает, что происходит вокруг (и что, кстати, происходило совсем недавно в Испании, охваченной гражданской войной, и о чем вдруг по команде замолчали все газеты, в связи с внезапной дружбой с фашистской Германией). Он, так же как и все, видит отъезжающие по ночам от разных домов машины с надписью «хлеб», в которых увозят арестованных. Об этом писал Мандельштам, но не Пастернак. Про это сочинял музыку Шостакович, но не Прокофьев. Человеку под 50 – самый возраст мужика! Молодая Мира, и они вместе сочиняют эту упоительную оперу. Такой лирический оазис внутри трагического времени.

В 1939-м, когда Прокофьев прочел «Дуэнью», еще работает в Опере у Станиславского Мейерхольд. Он готовит премьеру «Семена Котко». В 1940-м сюда приносит Прокофьев и свою новую партитуру – «Обручение в монастыре». Из-за ареста Мейерхольд не успеет выпустить «Котко», а, может быть, следующей его премьерой стало бы «Обручение»…Как знать… Мировая премьера «Обручения в монастыре» состоялась только в 46-м году в Кировском театре. Но, написана она была до войны для Оперного театра Станиславского! И именно время ее создания, а не Севилью Шеридана, мы сделали временем спектакля. Да, на сцене остались и домино, и арлекины, но в голове почему-то засело: «Ищет пожарная, ищет милиция…» И уж совсем неожиданно песня Высоцкого: «Сегодня в нашей комплексной бригаде прошел слушок о бале-маскараде».

Сочинялось нам легко и радостно. Мы еще позвали в свою компанию молодую, талантливую Людмилу Налетову. Пластику сочиняла только пришедшая из ГИТИСа Ирина Лычагина. Художественные образы 1930-х, казалось, сами посылали нам сигналы: Дейнека, Самохвалов, Лабас, Пименов «приводили» физкультурников в белоснежных одеждах, футболисток в пышных черных трусах и полосатых майках, девчонок в прозрачных дождевиках. То вдруг являлся пограничник в зеленой шапке-ушанке, то шахтер- передовик, а то, не дай бог, ответработник. «Давайте они будут летать?! Все в ОСОАВИАХИМ!..»

И так во втором акте возник квартет Луизы – Антонио – Карлоса – Мендозы в полете. С одной стороны сцена такая нежная, а с другой – «стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор». Каким-то образом возникла в спектакле водосточная труба на крыше, и Луиза с Антонио, как «А» и «Б», сидят на трубе, исполняя очень красивый любовный дуэт. То я просил Арефьева построить в монастыре каменную стену (из картонных коробок), которую должна складывать и разбирать Клара. Ну а как же? Она такая трагическая актриса, все время что-то сочиняет. Ей в личной жизни постоянно нужен театр. А так скучно. Надо как в жизни, но не просто, как в жизни, а как в жизни на юге: чтобы уходили из дома, ревновали, били посуду, хватались за ножи, съезжались, разъезжались. Ух, какие у нас в Ташкенте бывали сцены в нашем доме работников искусств! Боже мой, какие замечательные, вкусные! С воплями: «Я закончу жизнь в ДОПРЕ, но ты!»… Это сейчас серятина – все сидят по своим квартирам. А тогда все эмоции выносились в общий двор или общий коридор. Сумасшедшие, психи, воры, проститутки – все были артистами! Рядом с нами жил тенор, которого звали Мошка. Он все время распевался в коридоре. Мама удивлялась: «Мошка, как же Вы поете, Вы же не знаете нот?» «А голос?!…» – самодовольно отвечал добрейший Мошка.

Ну конечно, многое в спектакле решали вертушки, придуманные Володей Арефьевым. Благодаря им мы стали сочинять места действия. То они образовывали на сцене разновысокую, разновеселую кутерьму, то разом поднимались под колосники, и вот вам – площадь, то опускались вниз, как голуби на крышу. Из вертушек вдруг образовывались беседки, которые неожиданно превращались в оранжерею Херома: белые пропеллеры становились цветами, тогда он трогательно начинал поливать их из лейки. Хером вообще был очень активным. В нем кипела жизнь: он отдавал приказы, диктовал и писал письма, управлял бизнесом, женил детей, руководил маленьким пожарным оркестриком. Просто ренессансная личность! Самая большая сложность заключалась в том, чтобы вертушки были не только сценографическим решением спектакля, но и крутились как бы самой прокофьевской партитурой.

Прокофьев – один из моих любимейших композиторов. И один из самых коварных для режиссеров, ибо его доступность и простота очень обманчивы. Стиль композитора изощренный, изысканный. Его композиторское перо остро, отважно, насмешливо и требует адекватной сценической формы. Можно очень квалифицированно исполнять его музыку и воплощать сюжеты его опер, но, тем не менее, это не будет Прокофьев. Каждый раз нужно разгадывать код. Это очень увлекательное занятие – наслаждение, которое порой стоит себе позволить.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди