Артем Дервоед:  Новая музыка обеспечивает нам будущее Персона

Артем Дервоед: Новая музыка обеспечивает нам будущее

Художественный руководитель фестиваля «Виртуозы гитары» Артем Дервоед задался целью перевернуть все представления о возможностях гитары. Среди наиболее важных выступлений – дебют на VI Большом фестивале РНО (2014) с мировой премьерой Концерта Паганини–Госса (за дирижерским пультом был Михаил Плетнёв).

В марте 2016 года на XI фестивале «Виртуозы гитары» Артем исполнил собственное переложение Скрипичного концерта Бетховена с ГАСО под управлением Фабио Мастранджело. В сентябре 2016 принял участие в концерте «Музыка Митрополита Илариона» в Большом зале консерватории, исполнив «Песни о смерти» на стихи Федерико Гарсиа Лорки в сопровождении НФОР под управлением Владимира Спивакова. В марте 2017 года на открытии XII фестиваля «Виртуозы гитары» представил мировую премьеру концерта для гитары с оркестром «Венецианский карнавал» современного британского композитора Стивена Госса. С Артемом Дервоедом (АД) встретился корреспондент «Музыкальной жизни» Виктор Александров (ВА).

ВА Сенсацией фестиваля стал приезд в Москву Европейского гитарного квартета с участием лучших гитаристов современности. В этом году звездный ансамбль отмечает свой первый пятилетний юбилей. Как удалось пригласить музыкантов?

АД Один из участников квартета – знаменитый хорватский гитарист Зоран Дукич подарил мне первый их диск. Это действительно потрясающий ансамбль музыкантов – сочетание разных индивидуальностей, стилей игры (классический стиль и фингерстайл (классические и акустические гитары). Все вместе это рождает невероятную комбинацию взаимодействия музыкантов друг с другом. Они от этого сами испытывают настоящий драйв. Я присутствовал на их замечательном концерте и наблюдал, как публика восторженно реагировала на блистательную игру, сам получая колоссальное удовольствие.

ВА Палитра фестиваля «Виртуозы гитары» чрезвычайно многообразна: гитара звучит в ансамблях с самыми разными инструментами, что нечасто можно услышать, например, на других международных фестивалях классической гитары в мире.

АД Да, к сожалению, камерная музыка не так часто бывает представлена на гитарных фестивалях. Тем не менее, я считаю это очень важной миссией. Причем подобного рода ансамбли с классической гитарой вызывают интерес как у публики, так и у самих исполнителей. Мы смогли в прошлом году пригласить на фестиваль «Виртуозы гитары» пианиста Бориса Березовского, а в этот раз к нам приехал скрипач Дмитрий Ситковецкий. Кто будет из знаменитых музыкантов участвовать в камерном ансамбле с гитарой в следующем году я пока не знаю, но мы будем продолжать приглашать звезд на наш фестиваль.

ВА С каждым годом география приглашенных музыкантов постепенно расширяется.

АД Дело не только в географии. На гитаре играют во всем мире, поэтому моя задача найти хороших музыкантов, которые могут стать солистами фестиваля «Виртуозы гитары». В следующем году приедет японский гитарист Шиничи Фукуда. Среди других музыкантов будущего фестиваля – прославленный испанский гитарист Пепе Ромеро, молодой виртуоз из Франции Тибо Гарсия и уже давно полюбившийся нашей публике гитарист из Италии Флавио Сала. Ну и, конечно же, будут премьеры, потому что именно новая музыка обеспечивает нам будущее. Сейчас состоялась мировая премьера Концерта для гитары с оркестром Александра Чайковского. В следующем году нас ждет еще одна очень значительная премьера – Концерт для гитары с оркестром знаменитого китайского композитора и дирижера, обладателя премии «Оскар» Тан Дуна.

ВА Возвращаясь к разговору о мировой премьере Гитарного концерта Александра Чайковского. Ваше мнение – насколько композитору удалось раскрыть художественные возможности гитары в своем сочинении?

АД Если бы Александр Чайковский написал произведение для гитары соло, это была бы совершенно иная работа. Он – прекрасный симфонист, блестящий мастер оркестровки. Его основной задачей было, чтобы гитара обрела свой собственный голос в сочетании с оркестром. Надеюсь, что у Александра Владимировича будет желание написать сольное произведение для классической гитары. Однако тот факт, что ему удался конкретный жанр для гитары с оркестром, у меня не вызывает никаких сомнений.

Например, в середине концерта в одном из эпизодов у меня был дуэт с вибрафоном (сочетание не так часто встречающееся в гитарной литературе). Мы отдельно встречались с вибрафонистом и репетировали. Ведь по замыслу Чайковского это сочетание должно было быть похожим на звук электрогитары.

ВА Удачным сложился контакт и с дирижером Дамианом Иорио, и с музыкантами Госоркестра.

АД С дирижером нам очень повезло. Дамиан Иорио подошел крайне ответственно ко всей программе. Он – профессионал высочайшего уровня, чутко отнесся к каждому из солистов, проявив внимание к штрихам и деталям партитуры. Если возникали какие-то неточности, он мне писал, чтобы я посмотрел и сверил с композитором все нюансы.

ВА Артем, какие сегодня наблюдаются тенденции в мировом гитарном исполнительстве?

АД Тенденция давно уже одна – это изоляция, причем добровольная, от общемузыкального мира. Это большая трагедия, и с этим необходимо бороться. Обязательно нужно общаться и сотрудничать с другими музыкантами: играть камерную музыку, играть с оркестром и тем самым давать возможность проникновения гитары на другие международные музыкальные фестивали. Ведь что такое гитарный мир? Это когда одни гитаристы играют на гитарном фестивале для других гитаристов. Конечно, это важно, и я не умаляю достоинства этих форумов. Но считаю, что гитара заслуживает большего признания, и она может понравиться намного большему кругу слушателей. Московская филармония вкладывает много сил и ресурсов в наш фестиваль. За 13 лет его существования сложилась своя публика. Причем это не гитаристы, а те люди, которым действительно нравится звук этого инструмента.

ВА Гитара – инструмент со своим особым специфическим тембром. Необходимо ли ее подзвучивать на концертах?

АД Это зависит не только от зала, но и от репертуара. Классическая гитара звучит прекрасно сама по себе, но если, например, в Рахманиновском или Малом залах консерватории мы можем себе позволить играть без микрофона, то в Зале имени Чайковского это уже невозможно. Я вообще не представляю себе в сотрудничестве с оркестром игру на гитаре без звукоусиления. Думаю, что нам следует адаптироваться к возможностям современного мира, и если нас не будет слышно, то все наши усилия просто пропадут зря. Очень сложно разочаровавшегося человека убедить прийти на концерт еще раз. Необходимо помнить о том, что у нас нет десяти шансов, возможно у нас есть два, но один уж точно.

ВА Фестиваль «Виртуозы гитары» делается командой единомышленников?

АД Да, и на самом деле, это дорогого стоит – найти людей, любящих свое дело, с которыми удобно работать, на которых можно смело положиться. Я счастлив, что команда фестиваля «Виртуозы гитары» именно такая. Планируется фестиваль минимум за год, а то и за полтора. На данный момент в продаже уже и абонементы, и билеты на следующий фестиваль. Ну и сейчас я постепенно буду формировать программу фестиваля 2020 года. Необходимо понимать, что один артист играет с оркестром, а другой играет сольно, как их лучше соединить? Ведь если одно звено исключить, то вся конструкция рушится, поэтому это очень тонкий момент: как правильно подобрать артистов на конкретный фестиваль, что они играют, как это будет слушаться, хронометраж самих программ и так далее. Моя задача – предоставить возможность каждому из гитаристов проявить их сильные стороны.

ВА И тем более уникальной для зрителя является возможность услышать, например, всех гитаристов-участников смотра в заключительном гала-концерте. Ведь если человек не смог послушать кого-то в сольном вечере, то на гала можно сложить впечатление об игре каждого из них.

АД Конечно, но все-таки гала-концерт – совсем другая стилистика, своеобразный калейдоскоп разных исполнителей: они играют и сольно, и камерную музыку. Думаю, что если слушателя интересует имя какого-то конкретного гитариста, то лучше слушать его в сольном концерте. Иногда музыканты за короткий период своего выступления в гала-концерте не успевают раскрыться, а слушатель не успевает понять, а что же, собственно, происходило. Это совсем другой формат, кульминация всего фестиваля. Но хочу отметить, что гала-концерт этого года стал самым удачным за всю историю прошлых лет – он не был сильно затянут, по динамике и драматургии развития точно выстроен, так что я доволен.

ВА В этом году помимо концертов состоялись мастер-классы с участием зарубежных гитаристов…

АД Мы уже несколько лет практикуем проведение мастер-классов в рамках фестиваля. Я считаю это важным и необходимым делом. Ведущие гитаристы мира приезжают на наш фестиваль и безвозмездно делятся своим опытом игры для студентов музыкальных учебных заведений. Все мастер-классы записываются на видео и доступны в YouTube.

ВА Артем, в чем кредо и основное предназначение фестиваля «Виртуозы гитары»?

АД Наша задача – с помощью данного фестиваля показать людям, что такое классическая гитара, и привлечь к ней как можно больше внимания, в том числе благодаря интернет-трансляции на сайте Московской филармонии.

Маттиас Айк: Играть – как дышать Интервью

Маттиас Айк: Играть – как дышать

Хедлайнер фестиваля Skolkovo Jazz Science норвежец Маттиас Айк – ​о том, как родиться в провинции и стать звездой европейского джаза

Рене Мартен: <br>«Безумные дни» – <br>это очень личная история Интервью

Рене Мартен:
«Безумные дни» –
это очень личная история

Французский продюсер, отец-основатель фестиваля Рене Мартен (РМ) поделился рецептами приготовления своего необычного фестиваля с Ольгой Русановой (ОР)

Михаил Сафронов: Счастливое место там,  где сбываются мечты Персона

Михаил Сафронов: Счастливое место там, где сбываются мечты

Академическому Театру Музыкальной комедии в Екатеринбурге исполняется 85 лет

Андрей Бызов: Итоги конкурса читал как результаты лотереи Интервью

Андрей Бызов: Итоги конкурса читал как результаты лотереи