В атмосфере тихих голосов, звуков, поэтических строк События

В атмосфере тихих голосов, звуков, поэтических строк

Новыми гостями #нелектория «Петя и волки» стали композитор Алексей Ретинский и драматург Клим

Цикл бесед о современном искусстве Петра Поспелова и Союза композиторов России плавно движется к завершению сезона. В течение года идейный вдохновитель и бессменный ведущий #нелектория, умело избегая сухого академического формата подобных встреч, обращал в «волков» самых разных гостей. Весной мы знакомились с тремя героями книги Екатерины Бирюковой, летом – вместе с Дмитрием Курляндским и Львом Рубинштейном погружались в звуки футбольной столицы, осенью – присоединялись к путешествию в мир философской лирики вместе с Верой Полозковой и Кириллом Рихтером. На днях состоялась новая встреча Пети и «волков», и даже внезапно обрушившийся на Камергерский переулок снегопад не помешал пришедшим терпеливо ждать, когда же Музей Прокофьева распахнет для них свои двери. Ждать пришлось недолго: регламент встреч, увы, строго ограничен, а в этот день у музея был выходной – поэтому знакомство и представление участников #нелектория началось без долгой прелюдии.

Клим (в миру – Владимир Клименко) и Алексей Ретинский. Что может быть у них общего? Этот вопрос наверняка задавали себе многие сидящие в зале, а Петр Поспелов и вовсе озвучил его вслух. Один – седовласый эпатажный драматург, режиссер, поэт, которого одна из газет назвала «человеком-перформансом», другой – сосредоточенный в себе молодой композитор, еще не привыкший к публичности.

Многогранную деятельность Клима, без преувеличения, знает весь театральный современный мир: еще в 80-х годах он создал при Союзе театральных деятелей лабораторию Творческих мастерских по изучению человека как феномена и исследованию пространства многомерного времени, а также осуществил ряд авангардных спектаклей (буквально в подвале!). Деятельность Алексея Ретинского, которого в один голос называют находкой самого Теодора Курентзиса, только набирает обороты: пока его музыка звучит чаще на Западе, чем в нашей стране, но уже ясно, что это лишь вопрос времени. Несмотря на внешнюю непохожесть, оба «волка» в различной степени знакомы с творчеством друг друга. В первую очередь знаком представитель молодого поколения, хотя Клим, как оказалось, был настолько преисполнен чувств благодарности к тому, чем занимается Ретинский, что опустился перед ним на одно колено на глазах у  всех – причем искренне и без всякого эпатажа.

Обоим гостям представилась возможность выбрать тему для монолога. Ретинский, в знак солидарности со своим напарником, решил остановиться на своем опыте работы в музыкальном театре. Например, при знакомстве с тизером спектакля «Вакханки» (режиссер – Дмитрий Костюминский) зрители убедились, что молодому автору не чужды неакадемические жанры вроде техно или эмбиента. А когда речь зашла о музыке к перформансу «Камилла» (кстати, номинированному на грядущую «Золотую Маску»), Ретинский поведал о том, как, подобно скульптору, «вылеплял» процесс становления электронных звучаний, отражающих драму Камиллы Клодель. Также композитор рассказал о необычной инсталляции в Дрезденской галерее, в которой он принял непосредственное участие. В дворцово-парковом пространстве, в  момент перевода времени с летнего на зимнее, когда стрелка часов буквально стоит на месте (то есть, в три часа утра или три часа ночи), прозвучала его музыка для карильонов.

Монолог Клима, к сожалению, оказался кратким. Впрочем, сам драматург и не стремился к самопрезентации и говорил с публикой на волнующие его темы. Например, о Малере. Или о звуках стройки под окном, ассоциирующихся у него с музыкой. Или о том, что «Ромео и Джульетта» – пьеса не о любви, а о том, что ничего не получится без благословения родителей. Вот так же, доверительно и по-простому, он читал и собственные тексты, выстраивая некий диалог с Шекспиром: воздух в зале был словно наэлектризован, а долгие паузы между словами заставляли глубже осмыслить услышанное. И осознать, что между гостями #нелектория, оказывается, много общего – каждый идет навстречу друг другу своим неповторимым путем и через свое искусство, современным языком, выражает вечные и актуальные темы.

В конце мероприятия, по доброй традиции, состоялся мини-концерт. Солистки ансамбля «Студия новой музыки» Мона Хаба (фортепиано) и Ольга Калинова (виолончель) представили знаменитую «Ave Maria» Баха–Гуно и, пожалуй, ранее не звучавшее в таком переложении ариозо «Ingemisco» из Реквиема Верди. Кульминацией этого уютного вечера стала мировая премьера одной из частей нового вокального цикла «Песни из подполья» Алексея Ретинского – «Rex tremendae». К женскому инструментальному дуэту присоединилась сопрано Людмила Михайлова, которая изящно и вместе с тем мастерски преодолела исполнительские трудности в своей партии. После чего Петя и его волки приготовились к вопросам от публики, но так ничего и не услышали. Возможно, просто никто не осмелился нарушить удивительную атмосферу тихих голосов, звуков, поэтических строк…

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди