Рецензии

Плетнев в трех лицах

В издательстве «Композитор» вышла книга Людмилы Кокоревой, посвященная искусству нашего великого современника – Михаила Васильевича Плетнева

Плетнев в трех лицах

Л. М. Кокорева «Искусство высокой цели. Михаил Плетнев».
М.: Издательство «Композитор», 2018. 352 с.: цв. ил.
ISBN 978–5–9500490–6–4

Одержав в 1978 году блестящую победу на конкурсе имени Петра Ильича Чайковского – своего любимого композитора, он быстро, сначала как пианист, а потом и как дирижер, основавший Российский национальный оркестр (РНО), стал одним из самых известных и почитаемых во всем мире музыкантов. Книга поможет узнать многое о жизни и судьбе артиста, жизни трудной, наполненной непрерывными поисками, борьбой за свое любимое детище – оркестр, стремлением раскрыть как можно более полно и глубоко то огромное богатство, какое подарили нам великие композиторы давнего и недавнего прошлого.

Достойным проводником в сложный и чрезвычайно многогранный мир личности Плетнева и творимой им музыки выступает Л. М. Кокорева. В течение сорока лет она была (и остается по сей день) постоянным слушателем концертных выступлений артиста (не только в Москве, но и в других городах, даже в Париже), оркестровых репетиций, многочисленных записей; она неоднократно беседовала с Ольгой Дмитриевной, матерью Михаила Васильевича, артистами РНО, знакомилась с рецензиями в прессе разных стран, сама писала о жизни и творчестве Плетнева. Весь этот материал послужил основой для книги, на страницах которой звучат голоса многих людей и, конечно, самого Михаила Васильевича.

Л. М. Кокорева рисует портрет художника в триединстве его творческих исканий. Главное отличие новой книги от предыдущих ее работ в том, что здесь проанализировано композиторское творчество Плетнева. Впервые мы получили возможность узнать более подробно о написанных им интереснейших произведениях в разных жанрах (его блестящие фортепианные транскрипции давно вошли в репертуар пианистов) и понять, что один из секретов его феномена – в том, как пианист, дирижер и композитор помогают друг другу. Ведь Плетнев-исполнитель как будто рождает заново уже давно написанную музыку, совмещая стремление раскрыть замысел автора со свободой, а часто и неожиданностью его интерпретации.

Неожиданность, открытие – эти слова часто возникают в книге, анализирует ли Л. М. Кокорева репертуар пианиста и дирижера, в котором «Детский альбом» Чайковского звучит рядом с его Большой сонатой, или раскрывает глубину постижения смысла Девятой симфонии Бетховена. Особое место и в творчестве Плетнева, и в книге занимает идея возрождения забытых сочинений русских композиторов, например, кантаты С. И. Танеева «По прочтении псалма» и его оперы «Орестея».

Здесь встает еще одна тема – Плетнев и театр. Музыкант словно предстает перед нами как оперный драматург, режиссер, хоре ограф. Мы ощущаем его искрящийся юмор, сменяющий глубочайшую сосредоточенность мысли, рядом с постижением трагизма – радость ребенка. В тесном взаимо­действии оказываются у Плетнева и те качества, по которым нередко определяют тип исполнителя, выясняя, чем он покоряет: захватывающей эмоциональностью, мощью интеллекта или виртуозным блеском? Как ясно показано в книге, Плетневу свойственно все перечисленное. Л. М. Кокорева не забывает и еще об одном драгоценном качестве музыканта – о волшебстве звука, который он сам извлекает из фортепиано или которого добивается от своего оркестра.

Новая книга о Михаиле Плетневе прослеживает путь великого музыканта до его шестидесятилетия (2017), показывая непрерывность движения, неисчерпаемость поисков и свершений. Она написана талантливо и вдохновенно, как бы изнутри жизни и творчества артиста. Такое впечатление подкрепляется многочисленными фотографиями, прекрасным оформлением книги, строгим и праздничным одновременно. Ведь встреча с искусством Михаила Плетнева – всегда праздник.