Мировую премьеру оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого покажут в Новой Третьяковке на Крымском валу События

Мировую премьеру оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого покажут в Новой Третьяковке на Крымском валу

О подробностях постановки рассказали на пресс-конференции в ТАСС его инициаторы и участники: Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, композитор Илья Демуцкий, пианистка Катя Сканави и продюсер оперы Виталий Виленский.

Идея проекта – пройти путем создателей загадочной оперы «Победа над солнцем», Михаила Матюшина, Алексеем Кручёных и Казимиром Малевичем, принимавшем участие в оформлении этой футуристской авантюры. Ведь впервые публика увидела «Черный квадрат» именно как часть декораций к этой опере, поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге. По замыслу Казимира Малевича, отвечавшего за оформление спектакля, черный квадрат закрывал солнце, а белую окантовку следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи света. По словам Ильи Демуцкого, это уже не первое появление знаменитой картины Казимира Малевича в его творческой жизни. «Еще на студенческой скамье в консерватории Сан-Франциско я написал маленькую пьесу, которая называлась «Черный квадрат», – рассказал композитор. – Тогда передо мной стояла задача озвучить любую картину, и я выбрал полотно Малевича.  Именно это произведение, написанное в качестве дипломной работы, впоследствии вывело на меня американского промоутера Игоря Конюхова, который предложил создать произведение, центральной идеей которого станет победа над Солнцем. К нам примкнула либреттист Ольга Маслова, и мы вместе сочинили эту оперу». «Я не цитирую из “Победы над солнцем”, – уточняет Илья Демуцкий, – это моя собственная музыка: тут есть арии, дуэты».

По словам Демуцкого «Черный квадрат» Казимира Малевича не столько герой постановки, сколько его главный зритель. Во всяком случае, именно так рассматривает знаменитое полотно композитор спектакля. В английской версии опера называется «Black Square», но по-русски найден вариант «Для черного квадрата».

Опера «Для Черного квадрата» будет представлена в знаменитом 16-м зале Новой Третьяковки.

«Это самый большой зал Новой Третьяковки, – отметила Зельфира Трегулова. – Как мы обнаружили недавно, он обладает замечательной акустикой. Мы поняли, что того звука, которого добиваются исполнители и композитор, там можно добиться. Смыкание музыки и изобразительного искусства – способ очень мощного воздействия на людей. А в этом спектакле смыкается очень многое – оригинальная, интереснейшая музыка, спектакль, пространство художественного музея и самая правильная и внимательная публика. Я очень надеюсь, что Третьяковская галерея станет идеальной площадкой для мировой премьеры оперы».

Директор Третьяковской галереи рассказала, что все зрители смогут увидеть оригинальный «Черный квадрат» Малевича, написанный в 1915 году. Правда, на гастроли оперы, которые планируются после московской премьеры, картина не отправится. «”Черный квадрат” 1915 года экспонируется только в Третьяковке, а второй “Черный квадрат”, написанный в 1929 году, выезжает из-за пределов Третьяковски только по особым случаям – например, сейчас он монтируется на выставке “Русский путь”, которая откроется 19 ноября в Ватикане, – объяснила Зельфира Трегулова. – Но мы несколько месяцев назад сделали уникальную съемку “Черного квадрата” с использованием новейшей технологии и для гастролей сможем изготовить репродукцию удивительного качества».

Зал Новой Третьяковки, в котором будет представлена постановка, вмещает в себя всего 200 зрителей, соответственно, на четыре премьерных показа будет продано только 800 билетов. «У нас нет спонсоров, мы ни от кого не зависим, – сказал продюсер. – Наша основная задача – сделать красивый проект, тут нет задачи коммерческой прибыли». Цена билетов – от 4 до 25 тысяч рублей.

Участники пресс-конференции, несмотря на настойчивость журналистов, так и не раскрыли интригу с именем режиссера спектакля – он пожелал остаться неназванным до премьеры. Зато анонсирован фэшн-директор постановки – главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин. С ним было прямое включение из Парижа, где подбираются костюмы для артистов.

В премьере оперы «Для Черного квадрата» примет участие специально подобранная для воплощения спектакля полноценная оперная труппа – 10 солистов ведущих российских театров, камерный хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко, а также пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, которым предстоит играть за целый оркестр. По словам Кати Сканави, это будет интереснейший эксперимент для нее. «На двух роялях мы часто играем без певцов, но так, чтобы при этом быть оркестром, да еще и когда сам автор выступает дирижером – это очень редкое явление. Очень ответственно играть музыку живущего композитора, который к тому же будет присутствовать на сцене».

По ее словам, в опере «Для Черного квадрата» очень сильно перемешаны форма и содержание. «Это было для нас вызовом, эпатажем, провокацией, – призналась Катя. – Но мы как представители классического искусства должны искать новые для себя формы выражения. Это очень важно, ответственно и ценно. Мне кажется, что ее будет легко слушать любому человеку, пришедшему в зал.  Опера, в которой мы играем роль оркестра, отсылает нас к тому периоду, когда оперы звучали в салонах».

Илья Демуцкий сообщил, что солистов для участия в постановке отбирали по всей стране. Среди них оказались как совсем молодые исполнители, так и достаточно опытные, которые «с теплом отозвались на предложение исполнить новую музыку». При этом медийных звезд в спектакле задействовано не будет. По словам создателей оперы, это связано с тем, что в опере нет как такового главного героя – роли, на которую можно позвать суперзвезду. К тому же привлечение к проекту молодых артистов несет в себе некую образовательную миссию. 10% средств от продажи билетов на оперу «Для Черного квадрата» будут перечислены в фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.

Отдельного упоминания заслуживает время начала спектаклей – с 28 ноября показы оперы «Для Черного квадрата» будут начинаться в 22.00. По словам Зельфиры Трегуловой, это «особенное время, когда все стихает и уходит суета. – В это время нет необходимости повторять: «отключите мобильные телефоны», музыка слушается особенным образом, и это производит невероятное впечатление, совсем не такое, как музыка, которую приходят слушать в семь вечера, еще не освободившись от груза повседневности». Кроме того, позднее начало спектакля позволит его зрителям спокойно добраться до Новой Третьяковки. «Все мы люди, нам хочется после работы немного отдохнуть, поужинать, спокойно доехать и запарковаться», – сказал Виталий Виленский.

Спектакль будет идти в двух отделениях по 35 минут. Начало первого премьерного спектакля 27 ноября – в 21.00. Начало спектаклей 28-30 ноября – в 22.00.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»