Скрябин. Симфония №1 и «Прометей» («Поэма огня») Филармонический оркестр Осло, Василий Петренко LAWO Релизы

Скрябин. Симфония №1 и «Прометей» («Поэма огня») Филармонический оркестр Осло, Василий Петренко LAWO

В начале октября Филармонический оркестр Осло (OFO) объявил о начале сотрудничества с еще совсем юным дирижером Клаусом Мякеля – с сезона 2020/21 двадцатидвухлетний вундеркинд сменит Василия Петренко на посту художественного руководителя. В запасе у русско-норвежского тандема еще два года, множество важных событий (в том числе празднование 100-летия оркестра), однако уже сейчас с уверенностью можно сказать – благодаря Петренко в руках финского маэстро окажется крепкий коллектив, гибкий и инициативный. Свежий релиз – яркое тому подтверждение.

Скандинавам понадобилось четыре года, чтобы издать все симфоническое наследие Скрябина. В цикл по разным, в том числе и художественным причинам, не вошли только ранняя оркестровая пьеса «Мечты» и «Предварительное действо» Скрябина–Немтина. Диски появлялись один за другим, игнорируя хронологию написания сочинений, – так, на самом свежем из них первая крупная симфоническая работа композитора встретилась с последней законченной – «Прометей» («Поэма огня»). Это короткое путешествие во времени – из 1900 в 1910 год – потрясает фантастической скоростью эволюции музыкального языка Скрябина, стремительным выстраиванием композитором собственного мира звучностей.

Первая симфония с ее характером, музыкальным языком и тематизмом, близким Вагнеру и Чайковскому, завершает собой русский симфонизм XIX века. В этой исходной позиции еще невозможно расслышать ни приближающийся гул «прометеева» аккорда, ни эсхатологические мотивы «Мистерии». В своем амбициозном замысле шестичастной симфонии-гимна Скрябин, воспевая величие искусства, пока еще не пытается вырваться за пределы самого искусства – в сферу трансцендентного. Однако в этом послушном поклонении предшественникам есть то, во что глубоко верит Василий Петренко, и, в частности, это богатая мелодическая основа симфонии, роскошь оркестровки и красота лирических моментов в духе Чайковского – таких, как начало части Lento с выразительными соло скрипки и деревянных духовых (отлично исполненных музыкантами OFO). На мысли о Девятой симфонии Бетховена наводит финал-апофеоз, когда появляются солисты (меццо-сопрано Алиса Колосова и тенор Алексей Долгов) и хор (Филармонический хор Осло). Но с представленной следом «Поэмой огня» этот грандиозный музыкальный алтарь воспринимается как нечто декоративное. Контраст с «Прометеем», с его попытками проникнуть за границы музыки в область трансцендентального, со сложным диссонирующим гармоническим языком, – ошеломительный.

Десятилетие разделяет два произведения, но, кажется, они пришли из параллельных музыкальных миров. Василий Петренко принимает на себя роль теурга и увлеченно исследует широкий спектр инструментальных тембров в теософском периоде композитора-мистагога, очень чутко регулируя пламя кульминаций, направляя оркестр – то созерцательно-медитативный, то устремленный к вершинам экстатического торжества. Пианист Кирилл Герштейн, при участии которого норвежцами ранее был записан Фортепианный концерт Скрябина (см. «Музыкальная жизнь», 2018, №2), обнаруживает в своей партии, олицетворяющей человека, почти джазовые ритмы, напоминающие о земном происхождении героической личности посреди сгустков космического огня.

Весь скрябинский цикл, очень ровно и с большой любовью сделанный Петренко и OFO, несомненно, достоин занять место на полке даже того меломана, которому в принципе не близка музыка самого эксцентричного композитора-классика.