Док-опера о декабристах События

Док-опера о декабристах

Декабристы – символ российского свободолюбия, мы до сих пор ходим в Питере по Сенатской площади, прикидывая, где кто стоял, как все приключилось. В русской опере до сих пор существовал только один пример осмысливания декабристского дела: опера Юрия Шапорина «Декабристы», сочинявшаяся под неусыпным присмотром советских историков более тридцати лет и пережившая премьеру в Большом театре в 1953 году, – парадное ура-патриотическое произведение, разумеется, со сценой восстания на Сенатской площади.

Александр Раскатов стал знаменит как оперный композитор через свое «Собачье сердце», которое пришлось по вкусу не только европейской публике, но и Валерию Гергиеву. Увы, показать эту оперу в России маэстро не удалось вследствие запрета наследников Михаила Булгакова.

Раскатов продолжает писать оперы – за месяц до премьеры в Питере прошел первый показ его оперы «ГерМАНИЯ» в Лионской опере, на тексты Хайнера Мюллера, с «живыми» Сталиным и Гитлером на сцене.

Двухактную оперу Александра Раскатова «Затмение», про декабристов, исполнили пока что без театральной интерпретации в Концертном зале Мариинского театра. Она сдобрена мелодическими уловками и православной составляющей (молитвы и славословия), делающей ее как будто бы более доступной рядовому российскому слушателю, но в целом представляет собой искусно сделанный продукт общеевропейского образца.

Либретто, написанное самим композитором, основано на реальных документах и фрагментах русской литературы от Пушкина до Дюма и Достоевского. Фактически «слов от автора» в либретто нет. Никакой слащавой лирики, никаких сюсей-мусей в духе «Звезды пленительного счастья». Некая «док-опера», в определенном смысле. Калейдоскопическое чередование эпизодов (со вставками в виде частушек или заплачек) дает возможность осуществлять резкие скачки в громкости и атмосферности. Тесситуры большинства партий скандально высоки, бешено «задраны»: императора Николая I поет контратенор (Артем Крутько), царицу Марию Федоровну – колоратурное сопрано (Лариса Юдина), главный герой Матвей Муравьев-Апостол (Артем Мелихов) часто переходит с баритона на фальцет, а Наказуемый солдат (Александр Герасимов) поет как сопранирующий haute-contre. За счет этого звучание в целом обретает несколько экзотический, но главное, психотический, в духе Достоевского, характер.

Александр Раскатов, Валерий Гергиев и участники премьерного показа «Затмения»

Первое действие рисует события от детства главного героя Матвея Муравьева-Апостола (с появлением в пансионате Наполеона), через эмоции восставших (Вигель: «Каждый бунтовщик готовит себе заговор») и царствующего дома (Николай I про казнь: «Ужасный день, о котором я не могу думать без содрогания»), до казни пяти главных декабристов. Второй акт посвящен жизни декабристов на каторге в Сибири, но и об эмоциях царствующих особ тут не забыли. Первый акт завершен молитвой, второй – заклинаниями хора на текст Велимира Хлебникова: «Утопим вражду в солнечном свете! И если труба вострубила – воскреснем!»

Нельзя сказать, что композиторская симпатия принадлежит декабристам. Это действительно док-опера: все как будто, в известном смысле, «мазаны одним миром». Вполне в духе времени: бунтовщиков мы боимся, а насчет монархизма теперь принято высказываться положительно. На первый план как исполнитель выходит отрок, как и полагается в случае хорошо звучащего дисканта (Григорий Андрулис): он поет и Сергея Муравьева-Апостола в детстве, и его племянника, который растет на каторге. Юному сопранисту аплодировали просто бешено.

Для большинства певцов усложненность партий составила серьезную проблему. Зато Валерий Гергиев проявил небывалое мужество и волю в реализации партитуры. Благодаря его предельной самоотдаче виртуозно выстроенное произведение прозвучало мощно и убедительно. Конечно, пустили нас в зал сильно попозже, чем запланировали. И жаль, что акция Мариинского театра по продаже билетов по предельно низкой цене (сто рублей) закончилась катастрофой: примерно 70 процентов зрителей дружно покинули зал после первого акта. Зато оставшиеся меломаны устроили в конце мощную и долгую овацию.

Станет ли опера Раскатова «Затмение» национальным событием (чего может добиваться Гергиев), пока остается открытым. Но для окончательного решения вопроса ее надо поставить на сцене. Придется немного подождать.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады