На прииски с песнями События

На прииски с песнями

Российские коллективы увезли с X Всемирных хоровых игр, проходивших в Тсване в ЮАР, 13 золотых и 4 серебряные медали

Чтобы выиграть золото, конкурсантам надо получить оценку жюри выше 80 из 100 возможных баллов, а хор, показавший самый высокий результат, признается абсолютным чемпионом в своей номинации.

Десятые юбилейные

Этот конкурс, который еще называют «хоровой олимпиадой», учрежден международной организацией «Интеркультур», отмечающей в нынешнем году 30-летие своей деятельности, и собирает лучшие хоровые коллективы со всей планеты раз в два года. Предыдущие игры 2016 года, на которых россияне заняли первое место по завоеванным наградам, состоялись в Сочи.

Спустя два года ни одному из десяти российских хоров, принявших участие в конкурсной программе в ЮАР, к сожалению, не удалось завоевать титула абсолютного чемпиона. Ближе всех к победе оказался Академический хор Колледжа искусств Республики Коми под управлением Ольги Рочевой и Детский хор Межшкольного эстетического центра из Краснодара, которым не хватило соответственно 0,25 и 0,75 балла до первых мест в номинациях «Женский камерный хор» и «Смешанный хор мальчиков».

«Мы очень довольны результатом, ведь это первые игры, где наш хор участвует в конкурсе чемпионов, а не дебютантов, как в прошлый раз в Сочи. Две золотые медали – это большой успех, но есть к чему стремиться, возможно, нам стоит еще поработать над репертуаром», – призналась хормейстер из Сыктывкара на церемонии награждения. Академический хор Уральского федерального университета выиграл сразу три золотых медали, в одной из номинаций также подойдя вплотную к заветному пьедесталу.

Хоровое искусство не стоит на месте, и каждый раз выигрывать награды становится все труднее. «Сегодня уже недостаточно иметь просто технику исполнения и безупречное звучание. Для абсолютной победы необходимы эмоции и элементы «смотрибельности», которые сейчас есть уже практически у всех европейских коллективов», – считает руководитель хора «Детство» из Благовещенска, получившего золото за «Духовную музыку с сопровождением» и серебро в номинации «Молодежный хор».

«Здесь царит знаменитый олимпийский принцип: “Главное – не победа, главное – участие”; именно этому девизу Всемирные хоровые игры обязаны утвердившейся в них своеобразной терминологией, отсылающей к известным спортивным состязаниям. Но в отличие от Олимпиады здесь исключены какие-либо скандалы, члены жюри всегда приходят к единому мнению… Пребывание в ЮАР оставило незабываемые впечатления: нам удалось получить самые что ни на есть аутентичные, а не туристические представления об Африке», – комментирует свое участие в форуме профессор Московской консерватории Александр Соловьёв, представляющий в коллегии арбитров Россию уже на пятых Всемирных играх кряду.

Добрались в Африку не все

Дорога в Тсване для российских исполнителей выдалась непростой и весьма затратной. Руководитель хора «Мелодия» Жуковской детской школы искусств Елена Меденцева призналась, что в этот раз все расходы на поездку в ЮАР пришлось оплатить из своего кармана семьям ее подопечных. Детскому хору «Кредо» из Петропавловска-Камчатского удалось получить финансовую поддержку местных властей, однако выделенная сумма в расчете на одного человека составила лишь около 25 тысяч рублей, что явно недостаточно для длительного перелета в Африку, особенно для коллективов из дальневосточного региона.

«Мы добирались из Благовещенска в ЮАР в общей сложности четыре дня. И уже на следующий день по прибытии у нас было конкурсное выступление, это, конечно, очень тяжело», – говорит дирижер «Детства».

Некоторым желающим по разным причинам вообще не удалось попасть в Тсване. Например, Академический хор Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского явился на церемонию награждения с фотографией одного из своих участников в натуральную величину. Как объяснил хормейстер Александр Костров, студенты решили взять пример с футбольных болельщиков из Мексики, привезших на чемпионат мира в Россию такую же фотографию своего друга, которого не пустила в поездку его жена. «У нас ребята веселые в хоре, мы без шуток просто не можем, вот и решили сделать тоже фотографию нашего товарища, который не смог приехать, и привезти ее сюда, преодолев все границы», – рассказал он.

ЮАР – страна контрастов

Помимо выступлений, репетиций и награждений, россияне также уделили время экскурсиям по стране проведения Всемирных хоровых игр. Для подавляющего большинства из них это была первая и, возможно, последняя поездка в страну Черной Африки. Общие впечатления у них остались довольно противоречивыми.

Практически все российские гости фестиваля, которым удалось побывать на прогулках в специальных сафари-парках, признавались, что африканская природа и свободно гуляющие по просторам саванн дикие животные приводили их в полный восторг. Нижегородцы посетили известный добычей алмазов город Кимберли, а ребята из Благовещенского хора прикоснулись к южноафриканской этнографии в одной из культурных деревень. Несколько групп также совершили обзорные экскурсии по Претории и Йоханнесбургу.

Картины социального неравенства, сопровождавшие россиян на протяжении всего времени пребывания в Южной Африке, стали одним из самых ярких и вместе с тем трагических образов, оставшихся после посещения этой страны. «Мы ехали очень далеко и по пути увидели настоящую африканскую бедность, детей, которые живут в ужасных условиях. Это нас задело до самой глубины души, смотреть равнодушно невозможно», – призналась руководитель «Детства» Татьяна Бедерина. В рассказах российских исполнителей о своих африканских приключениях то и дело возникали такие элементы южноафриканской повседневности, как колючая проволока под напряжением вокруг жилых комплексов, неблагополучные городские кварталы, предостережения гидов не появляться вечером на улицах.

Не только исполнители, но и члены жюри воспользовались случаем для того, чтобы поглубже познакомиться с этой страной. «14 членов жюри организовали поездку в Соуэто, поселение афроамериканцев, из которого родом был один из членов жюри, представляющим ЮАР. Это место известно благодаря борьбе его жителей за отмену расовой дискриминации и также связано с именем Нельсона Манделы. Впечатления незабываемые!», – поделилась своими воспоминаниями член жюри из Беларуси Инесса Бодяко.

Неприятным сюрпризом для россиян стала и встретившая их в Южной Африке зима. «Мы не ожидали, что в Африке может быть так холодно, особенно после тридцатиградусной жары у нас на родине. Здесь нам даже пришлось купить обогреватели и чайники…», – рассказывает Татьяна Бедерина. «Мне понравилось, как нас принимали африканцы, они все всегда были готовы нам помочь и в любую минуту подставить свое плечо. Это очень теплая и дружелюбная страна», – отметила дирижер «Кредо» Наталья Кознова.

Приживутся ли в России африканские песни?

Проведение хоровых игр в ЮАР дало возможность участникам вдоволь наслушаться африканских коллективов. Только со стороны хозяев было представлено более 150 хоров, помимо которых на конкурс также приехали исполнители из Ганы, Габона, Зимбабве, Кении, Намибии, Нигерии, Демократической Республики Конго. «Хоровая культура в Африке особенная, может быть, даже богаче, чем у нас», – признался руководитель коллектива из Оренбурга Лев Назаров. Пользуясь случаем, оренбуржцы приобрели на входе в концертный зал книгу нот популярных африканских песен. Возможно, уже совсем скоро какая-то из них попадет в репертуар «Новых имен».

Александр Соловьёв считает, что перенести африканские традиции на российскую почву все-таки достаточно тяжело, ведь чтобы также органично исполнять «спиричуэлы» и другие излюбленные жанры местных певцов, нужно впитать эту культуру с рождения, пропустив ее через свою душу. «Хотя некоторые пьески, конечно, можно включать в свой репертуар в качестве оригинального штриха», – добавил он.

Российские группы, как выяснилось, совсем не прочь поэкспериментировать с африканской музыкой. Так, участники Академического хора УрФУ признались, что хорошо знают репертуар некоторых своих старых знакомых из ЮАР и уже делали попытки исполнять одну из местных песен – «Кукутула». Благовещенское «Детство» также планирует разучить «Шошолозу» – ставшую неофициальным «вторым гимном» в ЮАР: песню горняков, добирающихся до своих приисков на поезде.

Уже на следующих Всемирных хоровых играх, которые в 2020 году должна принять у себя Бельгия, россияне должны удивить публику, возможно, и включением в репертуар нового нетрадиционного африканского репертуара, и побороться за абсолютное чемпионство!

Материал предоставлен агентством ТАСС

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»