Эстонские акценты и ереванские сокровища События

Эстонские акценты и ереванские сокровища

Нeэме Ярви и ансамбль старинной музыки Hortus Musicus на фестивале «Ереванские перспективы»

Открытие в июне этого года девятнадцатого сезона международного музыкального фестиваля «Ереванские перспективы», основателями и бессменными руководителями которого являются композитор Степан Ростомян (арт-директор) и пианистка Сона Ованесян (исполнительный директор), было связано с приездом двух коллективов из Прибалтики: Национального симфонического оркестра Эстонии во главе с маэстро Нeэме Ярви и ансамбля старинной музыки Hortus Musicus с Андресом Мустоненом. Выступление оркестра в концертном зале «Арам Хачатурян» посвящалось 100-летию образования первых республик Армении и Эстонии, а концерт ансамбля на живописном фоне интерьера древнего храма Звартноц близ Еревана («Храм бдящих сил», VII век) ознаменовал старт Года европейского культурного наследия, инициированного постоянной Делегацией Европейского Союза в Армении во главе с послом Петром Свитальским.

Армяно-эстонские культурные связи и в прошлом, и сейчас привлекают своей значимостью. В Ереван приезжали Камерный хор Эстонской филармонии под руководством Тыну Кальюсте, дважды выступал в рамках «Ереванских перспектив», Эстонский национальный мужской хор под руководством Микка Юлеоя. В Армении звучала музыка Вельо Тормиса, Арво Пярта, Раймо Кангро, Лепо Сумеры (автор присутствовал на ереванской премьере своей Симфонии и камерных сочинений). Армянская музыка тоже «экспортировалась» в Таллин.

В свете сказанного понятна важность нынешних гастролей музыкальных коллективов Эстонии, концерты которых полярно дополняли друг друга: Симфонический оркестр выступил в амплуа академической классики; ансамбль же, наоборот, – творческой импровизации. Аналогичный контраст составили персоны дирижеров. Строгая мысль Неэме Ярви воплощает собой каноничность искусства – отсюда проистекает сдержанная манера дирижирования, при которой весь комплекс музыкальных жестов направлен на продуктивное выявление дифференцированного по тембру оркестрового фонизма. Фантазия Андреса Мустонена заряжена креативностью искусства ранних эпох, когда исполнителю предоставляется свобода в форме, приемах варьирования и комбинирования музыкально-поэтических текстов. Средневековые и ренессансные принципы музицирования, симультанность функций солиста и дирижера диктуют Мустонену соответствующую пространственную координацию между исполнителями (в ансамбле 10 человек), сценическую подвижность и близкий театральному артистизм.

Программа Национального симфонического оркестра Эстонии включала два неравнозначных произведения из классики ХХ века: Второй фортепианный концерт Артура Лембы (1885-1963), известного у себя на родине пианиста и композитора, и Пятую симфонию си минор Эдуарда Тубина (1905-1982), чье имя символизирует фундамент национальной симфонической школы. В качестве реверанса к юбилею Первой армянской республики в начале программы был исполнен знаменитый Вальс из сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна.

Один из старейших в республике НСОЭ (основан в 1926-м) на ереванском концерте предстал достойным носителем традиций чисто европейского оркестра. Его состав укомплектован высокопрофессиональными музыкантами, индивидуальные достоинства которых ставятся на службу общего художественного результата. Гармонично сбалансированные инструментальные группы вплетают в оркестровую ткань свои «волокна», придавая ей качества прочности и благородства. Даже в инструментальных соло избегалась яркость высказывания, нарушающая тембровую соразмерность как первоочередную задачу оркестра. И все же нельзя не отметить превосходство струнной группы – интенсивность ее звука, штриховую культуру, пластику фразообразования и голосоведения. Не случайно, что на бис оркестр сыграл глубоко проникновенное Andante festivо для струнного оркестра и литавр Яна Сибелиуса (1922, авторское переложение для струнного квартета), словно подтверждая преемственность эстонских композиторов, и в частности Тубина, к музыкальной эстетике финского классика.

В Фортепианном концерте А. Лембы солировал лучший представитель молодого поколения эстонских пианистов Микель Полл, обладатель изысканно-филигранной техники. Жаль, что музыка Лембы была не в состоянии раскрыть диапазон его дарования. Автор пяти фортепианных концертов, Лемба-пианист ориентировался на предшествующий композиторский опыт. Так и здесь, в крайних частях постромантического Второго концерта (1934) заметно присутствие идей Э.Грига (жанровые и композиционные особенности, броская аккордика, арпеджированные пассажи), а во второй части культивировался медитативный образ романтической лирики.

Лучшие качества дирижера и его оркестра раскрыла интерпретация Пятой симфонии (1946) Эдуарда Тубина. Для маэстро Неэме Ярви, с 2010 года возглавляющего НСОЭ, музыка Тубина – основа основ эстонской музыки ХХ века. Однако дирижерские пристрастия охватывают также вторую половину ХХ века, когда созвездие эстонских композиторов уверенно занимает лидирующие позиции в странах Балтии. Феномен эстонского национального мышления и музыкального языка определяет исходную позицию Ярви. Следуя концепции Тубина, он выстраивает монументальное эпическое повествование о судьбе личности в современном мире. Не исключен автобиографический подтекст сочинения, созданного автором вскоре после его эмиграции в Швецию.

Трехчастная симфония Тубина, основанная на поэтапном, обеспечивающем перспективу цикла, варьировании исходной терцовой попевки с вторгающимися в этот процесс быстро гаснущими кульминациями, под батутой Ярви приобрела особую монументальность. Выдержанность академического стиля, преобладание плотной оркестровой фактуры, продление психологических состояний и рядом – импульсивный прорыв в сферу энергии (например, в финале) – эти свойства музыки Тубина являются характеристиками и оркестра. Впечатлила масштабность мысли во второй части Andante: ностальгический образ не замкнут, он дан в становлении, достигая массивных кульминаций у меди. Своеобразное отражение этой части дирижер выявил в лирическом эпилоге симфонии.

Иная артистическая и музыкально-стилистическая атмосфера царила во время выступления на открытом воздухе ансамбля старинной музыки Hortus Musicus. Европейская общественность, видимо, будет иметь возможность увидеть это зрелищное выступление, которое запечатлела с помощью современных высокотехнических дронов аэрофотосъемка. Сохранившиеся гигантские апсиды разрушенного храма Звартноц служили естественной декорацией артистам; и красота меняющегося на глазах небесного свода, и краски гаснущего дня, на смену которым пришла искусственная подсветка сценического подмостка, театрализовали ауру концерта.

Собственно, театральность – один из компонентов ансамбля Hortus Musicus, созданного в Таллине в 1972 году Андреасом Мустоненом, большим знатоком раннехристианского и последующих исторических периодов музыки. До сих пор ансамбль сохраняет престижную позицию в международной концертной деятельности, благодаря исключительному профессионализму музыкантов, свободно играющих на различных старинных (а сейчас и народных) инструментах. Этим искусством обладают и вокалисты ансамбля; в тот вечер – Анто Оннис, Тонис Кауманн, Рио Ридбек. Их голоса исключительно глубинного звучания, как и общая манера вокального интонирования (без вибрато) в сочетании со сценической раскрепощенностью движений и мимики, создают впечатление оживших живописных полотен прошлого.

Программа концерта включала тринадцать отрывков из известной рукописи начала XIII века «Кармина Бурана», представлявшей собой документ лирической поэзии и музыки, главным образом, светского содержания. Отобранные песни на латинском языке – куртуазные, застольные, нравоучительные и религиозно-философские – Hortus Musicus исполнил в аранжировке Мустонена. Многоопытный солист-скрипач, он является своего рода гидом, определяя стилистическую направленность и эмоциональный тонус интерпретации. За этим стоит талант не только музыканта, но и исследователя, постигшего каноны раннего искусства на материале, как нотных источников, так и руководств по композиции, точнее импровизации.

Одним из них является Trattado de Glosas («Трактат о глосах», то есть варьировании, украшении мелодии; 1553), принадлежащий Диего Ортису. Его Ричеркар исполнялся во второй части концерта, названной La Folia. Здесь, помимо Ортиса, были представлены по два сочинения Хуана дель Энсины (XVI век) и Франcиско де ла Торре (XV век; его необычайно красивые вокальные дуэты, окрашенные мистическим настроем – «Скажи мне, печальное сердце» и «Поклонюсь тебе, Господи» и два инструментальных сочинения итальянских мастеров XVII-XVIII веков – La Folia Алессандро Скарлатти и знаменитая Соната N 12 ор.5 для скрипки и цифрованного баса Арканджело Корелли (в аранжировке Т.Кауманна). При исполнении «Кармины Бураны» и малой антологии фолии музыканты Hortus Musicus продемонстрировали широкий спектр искусства варьирования и импровизации, в частности, приемы диминуции, то есть ритмического дробления звуков, глосирования, использования слоговых распевов и свободных мелодических украшений, зачастую делающих скромные строфические формы вариационными, или диференсиас, как они именовались в испанской практике.

Текст : Светлана Саркисян

Фото: yerevanfestival.am

parnumusicfestival.ee

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»