К началу московского оперного сезона положили «Жизнь за царя» События

К началу московского оперного сезона положили «Жизнь за царя»

Концертное исполнение оперы Глинки в театре «Новая Опера» прошло шероховатым, но обещающим образом

Хотя новый сезон в «Новой Опере» уже идет, премьера оперы Глинки сыграла роль его торжественного открытия – да и открытия московского оперного сезона вообще. Недаром многие годы существовала традиция открывать патриотической оперой Глинки сезон в Большом театре – правда, под советским названием «Иван Сусанин».

Теперь «Новая Опера» храбро выступила на смену Большому, представив продукт, в разных печатных материалах обозначенный как «концертное» или же «полуконцертное» (semi-stage) исполнение и имеющий режиссера – Алексея Вэйро. На поверку исполнение оказалось все же концертным: певцы и хор пели по нотам, а мизансцены выглядели настолько формально, что русские и поляки ничем друг от друга не отличались. Правда, на задник и занавес ненавязчиво проецировались эскизы Дарьи Синцовой, что наводило на мысль о том, что на этом месте задумывался некий неосуществленный или же отложенный в долгий ящик сценический замысел.

Самое главное, конечно, не это, а то, что опера Глинки прозвучала в Москве в том виде, как ее задумал композитор, без купюр и без цензуры. Монархический пафос вернули вместе с либретто барона Розена, хотя кое-где сохранили и строки Сергея Городецкого, переписавшего либретто под советский заказ, просто в силу их удачности. Спели терцет в эпилоге и прежде неисполнимую московскими тенорами арию Собинина в лесу, представляющую собой частокол из верхних «до». Можно сказать, замысел Глинки отчистили почти до оригинала – хотя и без претензий на аутентичное музыкальное исполнение. Получилась масштабная опера, религиозно-монархическая по содержанию, русская по мелосу, итальянская по вокалу и немецко-ораториальная по количеству хоров – при этом безо всякого советского официоза.

Публике эта опера оказалась незнакома: зал реагировал сдержанно и вяло – и только в последнем действии, когда раздалась знакомая предсмертная ария главного героя, покатились долгие аплодисменты. А хор «Славься», конечно, прошел на ура.

Но была и другая причина долгое время остававшегося кислым приема: оперу Глинки исполняли в сыром, недоученном виде. Первые три акта прошли ни шатко ни валко: партии звучали «невпето», певцы имели разное с дирижером Андреем Лебедевым представление о темпах, ансамбли болтались, оркестр играл дежурно.

Ближе к развязке, однако, силы морально подобрались, все пошло гораздо слаженнее – и тут выяснилось, что театр вообще-то имеет отличный состав на «Жизнь за царя». Евгений Ставинский – превосходный Иван Сусанин: молодой, как и положено по сюжету (герою было 33 года, как Христу), проникновенный и мужественный. Алексей Татаринцев – бравый Собинин с пластичным тенором и хорошей техникой в верхнем регистре: ария в лесу прошла на славу, разве что в самом конце певец чуть захрипел. Ирина Боженко – прелестная Антонида с легким, свободным сопрано, хотя ей-то особо не хватило уверенности в тексте. А меццо Юлия Меннибаева, наоборот, самая готовая из всех – просто украшение в брючной роли Вани: впечатляющий диапазон, красивый звук, солидная колоратурная техника. В оркестре под конец порадовали туба и литавры, ну и хор под управлением Юлии Сенюковой показал известный блеск.

Так что мы присутствовали, наверное, на репетиции или, в лучших эпизодах, на прогоне: в будущем «Жизнь за царя» в театре «Новая Опера» наверняка будет звучать стройно и согласно. Тут было бы впору пожелать концертному исполнению все же превратиться в спектакль. Но адекватно поставить шедевр Глинки, сохранив его религиозно-монархический пафос, весьма трудно: например, в Мариинском театре с этим не справился сам Дмитрий Черняков. Есть и художественная загвоздка: коронное место оперы – польский акт с танцами, где должен щеголять высокого уровня балет. Приходится возвращаться к тому, с чего мы начали: «Жизнь за царя» может идти только в том оперном театре, где есть балетная труппа, участвующая в оперных спектаклях. В Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко оперная и балетная труппа на сцене не общаются, в «Новой Опере» танцуют исключительно арендаторы, в «Геликон-опере» есть одна штатная балерина. Получается, что полноценно поставить «Жизнь за царя» в Москве способен только один театр – Большой. Наверное, он когда-нибудь снова это сделает. Но это время еще не наступило.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии