Thomas Hampson & Amsterdam Sinfonietta Tides of Life Channel Classics CD
Релизы

Thomas Hampson & Amsterdam Sinfonietta Tides of Life Channel Classics CD

В России баритон Томас Хэмпсон известен, прежде всего, как оперный певец, однако на протяжении всей своей карьеры он большое внимание уделял песне как музыкальной форме. Один из главных коньков Хэмпсона – Lieder, песни немецких композиторов-­романтиков. В 2017 году к тридцатке его дисков с самыми разными песнями – от Малера до Пуленка, от американских стандартов до Россини – добавился еще один, совместный проект со струнным оркестром Amsterdam Sinfonietta.
Amsterdam Sinfonietta – единственный струнный оркестр в Нидерландах. Основанный в 1988 году Львом Маркизом, коллектив работает, прежде всего, с камерным репертуаром. За 30 лет с оркестром сотрудничали такие исполнители, как дива современной музыки Барбара Ханниган и виолончелистка-виртуоз Соль Габетта. Amsterdam Sinfonietta работает без дирижера, обычно ориентируясь на первую скрипку – Кандиду Томпсон, которая сейчас руководит оркестром.
В феврале 2014 Amsterdam Sinfonietta отправились в европейское турне с Хэмпсоном с неожиданной программой, составленной из песен Иоганнеса Брамса, Франца Шуберта и Хуго Вольфа в аранжировках британского композитора Дэвида Мэттьюса для баритона и струнного оркестра.
Самая эта затея – оркестровать существующие песни – вполне соответствует эстетике выбранного материала: мода на оркестровые аранжировки для песен появилась в XIX веке, вместе с расцветом жанра оркестровой песни. Многие композиторы, в числе которых был и Вольф, писали песни для голоса и фортепиано, которые позже сами перерабатывали для исполнения в сопровождении оркестра; другие – например, Брамс – брались за сочинения предшественников – Шуберта и Шумана.
За год совместной работы Хэмпсон и Amsterdam Sinfonietta дали двенадцать концертов и записали диск, вышедший в начале 2017 года на лейбле Channel Classics. Хэмпсон и Amsterdam Sinfonietta преследуют одновременно две цели – эстетическую и образовательную, – и с успехом достигают обеих.
Выбор песен – баллады, куплетные песни, отдельные миниатюры и вокальный цикл, монологи в стиле, близком к оперному, и в стиле, близком к кантатному – позволяет смотреть на диск как на энциклопедию Lieder. Ограничившись всего тремя композиторами (Вольфом, Шубертом и Брамсом), Хэмпсон и Amsterdam Sinfonietta сосредоточились на том, чтобы показать сходства и различия в рамках жанра, его возможности и требования. Аранжировки Мэттьюса более эмоциональны, чем авторские фортепианные версии, за счет разнообразия объемов и красок звучания, и в чем-то эффектнее – они открывают более очевидную дорогу к непосредственному восприятию романтической экспрессии. С другой стороны, голос Хэмпсона с точно выбранными вокальными красками несет в себе рефлексию и выверенную, но никогда не утрированную эмоцию.
Красочный оркестр Amsterdam Sinfonietta в сочетании с голосом Томаса Хэмпсона, в котором отчетливо слышен возраст, позволяют подсмотреть мир песен композиторов-романтиков таким, каким он и задумывался: рассчитанным не на вокальную акробатику, но на точное воплощение слова, интерпретируемого через музыку и выраженного как личное высказывание.