Большой взрыв на малой сцене События

Большой взрыв на малой сцене

Гендель в постановке Богомолова и Чижевского

Режиссер из драмы приходит в оперу. В России дело кончается в основном негативным или даже сумрачным результатом, потому что у постановщика не хватает смелости оставаться в опере самим собой. А если режиссер смелый – как получится с ним? Тем более если произведение для постановки выбрано давно и хорошо им изучено. Константин Богомолов – культовый московский режиссер в последние 6–7 лет, его спектакли в МХТ им. А. П. Чехова, «Ленкоме», Театре Наций неизменно вызывают острые споры, рождают ужасы и восторги.

В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко новый интендант Антон Гетьман хочет перетряхнуть «стабилизированный» коллектив. Он пригласил блестящего балетного шефа Лорана Илера из Парижа. С оперой по ряду причин труднее, и постановка оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» стала своего рода прыжком в неизвестное, который и может дать новому движению недостающие силы. Это еще и прыжок в сторону – потому что оркестр приглашенный, певцы все сплошь иностранцы, а вся команда Богомолова – люди «со стороны».

Оратория – творение юного Генделя, «дорогого саксонца» в возрасте 22 лет, который переехал из северного Гамбурга в «столицу мира» Рим и попал в перенасыщенный театр музыки и светской роскоши. Ошарашенный композитор словно родился заново. Его оратория была впервые исполнена в мае 1707 года в иезуитской гимназии Collegio Clementino в полуконцертном виде. Либретто написал один из патронов Генделя кардинал Бенедетто Памфили, который обладал громадным состоянием и устраивал еженедельные музыкально-поэтические «академии». Либретто – не что иное, как обычная «иезуитская драма» с четырьмя персонажами, которые вступают в дискуссию по поводу значимости внешнего блеска и высоких ценностей. Эти аллегорические персонажи суть Красота, Наслаждение, Бесчувствие и Время. (Слово «Бесчувствие» выбрано вместо обычного «Разочарования», возможно, из-за любви к фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие»). Первые трое получили у Генделя высокие голоса, что означало в Риме – при запрете на выступления женщин – привлечение кастратов. В частности, роль Красоты исполнял, по-видимому, Паскуалино
Тьеполи, один из самых знаменитых певцов Папской капеллы. (Остается пожалеть, что в театре на Большой Дмитровке до сих пор создаются скучнейшие программки, в которых публику обделяют важнейшими сведениями о произведении и постановке.)

Богомолов принял решение разбить бесфабульную ораторию на две части сюжетно и стилистически. Его твор­чество в драме тоже разделяется на два полюса: один – эпатаж и острая социальная критика, доходящая до хоррора («Идеальный муж», «Братья Карамазовы»), другой – стерильное воспроизведение сюжетной линии («Юбилей ювелира»). Надо только добавить, что Богомолов обладает собственным методом обращения с текстом и ролью: персонажи относятся к «материалу» с точно соблюдаемым принципом жесткого остранения.

Первая часть спектакля провокационная и устрашающая. На зрителя наваливаются чудовищные, жуткие картины: убийство девочки маньяком-людоедом Чикатило (от тела недоеденной девочки на пол бросают кусок мяса, выбегает деловитая собака и его сжирает); эпилептические припадки больных детей (блестящие работы актеров Александры Виноградовой и Леры Горина); пересадка сердца от эпилептика старику и «возрождение» последнего в виде идиота; жестокое, даже зверское обращение чинной дамы-усыновительницы с больным ребенком; страстная молитва новообращенного мусульманина-террориста перед всеобщим взрывом. Страшные сцены «разбавлены» комическими: дуэт исполняет пара благостных дам из благотворительного фонда, очень довольная всем на свете, включая самих себя. Всё это организовано в калейдоскоп, в котором последовательность эпизодов продиктована четко читаемой внутренней логикой ассоциаций.

Богомолов проверяет наше взаимодействие с великой музыкой Генделя. Горечь траура, смертельная тоска, влюбленность в смерть (всё это создает «музыкальный ряд» под руководством Филиппа Чижевского, но об этом позже) – а режиссер говорит нам: давайте пройдем через страшную реальность, посмотрим, что вы скажете после этого. Сценография Ларисы Ломакиной аскетична, стена с темным мраморным рисунком сопровождается на переднем плане рядом колонн с мрачными капителями из черепов. Боковые экраны поясняют происходящее довольно подробными жесткими текстами и видеосъемками, в том числе трансляцией прямо со сцены (ответственный за видео – Илья Шагалов). Один раз музыкальный поток прерывается киноцитатой – детским хором с пошлой советской песенкой, а в сценах с больными детьми в музыку вторгаются их устрашающие трубные крики. Бегущая строка над сценой используется Богомоловым не впростую: то и дело она дает окрасивленный перевод либретто (он сделан культовым писателем Владимиром Сорокиным), причем повторяя отдельные фразы по много раз, но иногда строка уходит от прямых взаимодействий с текстом Памфили. Для меня, как «проверенного зрителя» драматических спектаклей Богомолова, никаких трудностей с восприятием первой части не возникает; разве только, простите за откровенность, иногда начинают душить слезы ужаса…

Во второй части на сцене мужской монастырь с четырьмя монахами (они одеты в черные костюмы и лаковые туфли, то есть, по существу, становятся участниками «концертного исполнения»). Один из которых, Красота-Беллецца, мается от смертельной скуки. Его напарник тихо мучается влюбленностью и от неразделенного чувства совершает суицид. Другой монах заставляет скучающего вдумываться в философские рассуждения. Настоятель монастыря облекает всё в цельный процесс медленной жизни. Как раз тут бегущая строка иногда удаляется от текста Памфили–Сорокина и позволяет себе непристойные комментарии с рассказом о белом потоке изливаемой спермы. Первый раздел кончается квартетом словно бы только что воссоединившегося ансамбля АВВА (вся четверка умело подтанцовывает в современной манере), второй – трогательной арией в конце шикарного концерта.

Филипп Матман – Красота

Дирижер Филипп Чижевский со своим оркестром Questa Musica творит нечто сказочное; есть эпизоды, в которых он затмевает грандиозные достижения и Марка Минковского, и Эмманюэль Аим. Он создает сгустки устрашающего траура и уничтожающей горечи, в речитативах с участием арабского уда поражает смертельной тоской и сосредоточенностью на звуковом освоении небытия.

Все партии спеты и сыграны с чрезвычайной выразительностью. Считается, что «Триумф» показал все богатство барочных аффектов с модельной точностью – и в данной интерпретации «аусдрук» отработан до тонкостей (еще одно браво Чижевскому!). Высокая партия Красоты находит в молодом немце Филиппе Матмане уверенного интерпретатора. Его фантастически красивый голос по-разному с точки зрения интонации, но всегда артистично осваивается с отдельными эпизодами. Многочисленные роли – от девочки до старухи-развратницы в первом акте, юного или дементного монаха во втором – сыграны им с мастерством блестящего драматического актера. Испанец Хуан Санчо (Время) не менее выразителен, а его тенор сражается с высокими голосами храбро и мужественно. Винс И (Наслаждение) с его мальчиковым голосом поражает концентрацией, и шлягерная ария «Lascia la spina» становится кульминацией второго акта. Дэвид Ди Кью Ли – певец самого верхнего уровня – иногда находится как будто вне действия, но весь второй акт роль Настоятеля делает артиста духовным центром событий. Когда Ли появляется на сцене, его мощная личность выпукло проступает в харизматичном пении.

Многие формальные черты этого спектакля – вольное обращение с сопровождающим текстом, вхождение в музыкальную ткань, подробные комментарии на боковых экранах (как у Ханса Нойенфельса в Германии), умное освоение актерских потенций певцов, поющих предельно сложную музыку, – делают новый спектакль в Москве взрывным, революционным. А сообщение сценическому действию мощного социального заряда (весьма нелюбимого у нас) выводят оперу в новое энергетическое пространство. Этому нельзя не радоваться!

В общем и целом, спектакль гремит в оперной Москве как гром среди ясного неба.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди