Стройный маленький властелин События

Стройный маленький властелин

В Мариинском театре прошел Второй международный фестиваль «Виртуозы флейты»

Именные фестивали, посвященные тому или иному композитору, исполнителю, событию, неоспоримо хороши, ибо дают возможность интенсивного погружения в любимую тему. Фестивали, посвященные какому-либо инструменту, хороши едва ли не более, ибо, помимо того, что открывают большие временные границы эпох, в которые те или иные инструменты рождались и развивались, они знакомят публику с их возможностями.

Самый сильный, обожаемый и ожидаемый в Петербурге фестиваль одного инструмента – «Лики современного пианизма», проводимый в Мариинском театре раз или два в сезон. Скрипичный фестиваль на брегах Невы также очень хорош и важен, но его события разбросаны на протяжении сезона, а потому создают ощущение не проходящего голода. О фестивале виолончели пока приходится только мечтать, и это при том, что существует даже фестиваль «Планета контрабас».

Фестиваль «Виртуозы флейты» по невиданному интересу слушателей к нему, кажется, вступил в азартную конкуренцию с фортепианным. Наплыв публики на все без исключения концерты, а также уличные очереди желавших попасть в камерный зал Прокофьева на бесплатный мастер-класс главной флейтовой звезды современности – Эмануэля Паю – говорили о том, что флейта стала за последние годы очень популярным инструментом, о чем свидетельствовали родители с детьми, целые семьи, замеченные среди фестивальной публики. Как и почему случился флейтовый бум в Петербурге, а может быть и в других российских городах – сюжет для отдельного исследования, но факт такого благородного увлечения не может не радовать.

В Петербурге, впрочем, флейта никогда не выходила из центра внимания. Старейшим педагогом по флейте является Александра Вавилина-Мравинская, 90-летию которой был посвящен концерт ансамбля флейтистов Мариинского театра. Этот концерт концентрированно продемонстрировал, что такое флейта вчера, сегодня и всегда. От вступления к Двадцать девятой кантате И. С. Баха в переложении Пейдж Лонг до эффектных транскрипций Алексея Позина увертюры к «Кандиду» Бернстайна и его же «Чайковский-фантазии» для большого ансамбля флейт и сюиты «Виды из дома у водопада» Гарри Шокера раскрывали, казалось, безграничные возможности и амбиции флейты, способной трансформироваться от хрупкого соло до солидного оркестрового формата. Впрочем, сама история интереса к флейте, начиная с античности и Древнего Китая до короля-флейтиста Фридриха Великого, не говоря о воспетой Моцартом «Волшебной флейте», возведенной в ранг абсолютного символа всепобеждающей музыки, красноречиво говорит о магии этого стройного, остроумного маленького властелина душ человеческих.

Любой фестиваль силен своим лидером. «Виртуозы флейты» возникли благодаря инициативе Дениса Лупачева, солиста Мариинского театра. Что и говорить, когда сам Эммануэль Паю рассказал, что не мог отказать его приглашению на этот фестиваль. Правда, Денису повезло с таким музыкантом, которому интересно все новое, в том числе новые молодые коллеги из России. Урожденный швейцарец, Эммануэль Паю уже выступал в Мариинском театре, а в Петербург приезжает периодически пусть и с большими перерывами, но вот уже, по его словам, в пятый раз. Впервые он выступил здесь в 1996 году с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо. Паю всякий раз поражает элементарностью и простотой, какой-то даже незатейливостью своей игры, ему подвластны все исторические стили – барокко, классицизм, романтизм, авангард. Но именно благодаря такой обескураживающей простоте возникает понимание истинной ценности музыки, ее Духа, в котором личное переплавлено с надличным, интерпретаторское и индивидуальное – с композиторским.

«С тех пор, как в шесть лет я взял в руки блокфлейту, до сих пор не устал в свои 48. Флейта позволяет мне выражать себя, выражать музыку, быть в определенном смысле в диалоге с композиторами – такими, как Вивальди, Стравинский, Хачатурян, Рахманинов, Моцарт, Шуман, Бетховен и так далее. Их музыка настолько велика, что дает возможность общаться с духом человечества», – рассказал Паю накануне своего мастер-класса. В руках Эммануэля флейта не столько царственно парит по эпохам, сколько восхищает искусством стремительного перевоплощения, феноменом протеизма, причем без капли видимых усилий со стороны исполнителя. Он Баха играет настолько же современно, насколько и Дебюсси. Помнится выступление Эммануэля Паю с пианистом Андрашем Шиффом на Иерусалимском фестивале камерной музыки, когда оба играли сонаты И. С. Баха, обнаружив поразительное духовное родство не только друг с другом, но и с композитором. Их можно было слушать бесконечно. Не мыслит себя Паю и без современной музыки, которую постоянно заказывает ныне живущим композиторам, среди которых Йорг Видман, София Губайдулина, Лука Франческони, Маттиас Пинчер и другие. На закрытии фестиваля Паю исполнил партию солиста во флейтовом переложении Жана-Пьера Рампаля Концерта для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна. И вот тут, пожалуй, его флейта будто порвала с предшественниками, отдавшись страстной стихии национального мелоса и пафосу порыва к свободе – главной демократической ценности. В Концертном зале Мариинского театра Паю предстал как идеальный ансамблист вместе с солистом Мариинского оркестра Николаем Моховым в хрестоматийном Концерте для двух флейт до мажор RV 533 (в переложении для оркестра флейт Шаула Бен-Меира). Музыка Вивальди для него – стихия безоглядной игры с ее духом соревновательности. Он, как истинный протей, гибко вписался в ансамбль российских коллег – большой ансамбль флейтистов Мариинского театра, – которые, впрочем, со своей стороны очень трепетно порхали за стремительным европейским коллегой. Хотя и им европейскости было не занимать: многие из них проходили свои университеты именно в Европе. Так, Николай Мохов учился и в Высшей школе музыки Карлсруэ в классе Ренаты Грайс, и занимался у самого Ореля Николе в Музыкальной академии Киджи в Сиене. Орель Николе – тоже швейцарец, вошел в историю, в том числе, как первый флейтист в Берлинском филармоническом оркестре времен руководства Вильгельма Фуртвенглера.

А лидер флейтового фестиваля – Денис Лупачев по окончании Петербургской консерватории отправился оттачивать свой стиль в Высшую национальную консерваторию Парижа в класс Алена Мариона и Высшую школу музыки Мюнхена в класс Андраша Адорьяна.

Паю заметил в интервью, как важно для него узнать новое поколение российских флейтистов. И «Виртуозы флейты» эту миссию прекрасно выполнили. Компания российских флейтистов из музыкантов Петербурга и Москвы предстала как команда единомышленников, «дующих» в одном направлении. Вероятно, инструмент диктует образ мыслей и внешний вид. Стройность и стильность, главным образом, флейтисток изумляла. Кажется, руководствуясь этим соображением, Денис Лупачев решил не упустить шанс и театрализовать концерт-открытие, который благодаря режиссеру Дмитрию Отяковскому превратился во флейтовую феерию. Пройдясь по эпохам от Вивальди до Металлиди, через фантазию Марины Манафовой на темы из опер Россини и Верди для флейты-пикколо и камерного оркестра, поразившей смелостью смысловой перелицовки знакомых тем, и томные экзотические «Впечатления от Пуны» Хинастеры, вечер решили завершить Сюитой для флейты и джазового трио Клода Боллинга, ныне здравствующего французского джазового пианиста. Парочки флейтистов выходили на сцену Концертного зала как в уютный ресторанчик, как бы внезапно возникая на эстраде и невзначай начиная демонстрировать свое флейтовое обаяние, виртуозность и легкость дыхания, чему способствовала как бы ни к чему не обязывающая музыка Боллинга. А Диана Черезова и вовсе не побоялась нарядиться поначалу в передничек официантки, чтобы в номере Amoureuse сделать признание в любви обожаемому инструменту.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»