“Крупные лейблы больше ничего не значат” События

“Крупные лейблы больше ничего не значат”

1 апреля в Лейпциге состоится церемония награждения премии ICMA

Объявлены лауреаты Международной премии в области академической музыки – International Classical Music Awards (ICMA), в жюри которой входят представители 16 музыкальных СМИ из Турции, Финляндии, Бельгии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Люксембурга, Франции, Испании, России. Из более чем 300 аудио- и видеозаписей жюри выбрало 17, отмеченных премией ICMA в 16 категориях. По традиции, вручены также 9 специальных призов, рассмотреть которые во многом даже интереснее, чем основной список награжденных: по мнению жюри, это лучшие из лучших, составляющие славу мировой музыки вчера, сегодня, завтра. Среди лауреатов – всемирно известный финский бас Матти Салминен, не менее знаменитая немецкая альтистка Табеа Циммерман, шведская фирма BIS, в условиях многолетнего кризиса мировой звукозаписи выпускающая не менее пяти новых релизов в месяц, а также международный лейбл Naxos, на наших глазах превратившийся из производителя «бюджетной» продукции в крупнейшего дистрибьютора классической звукозаписи.

Премию «За жизненные достижения» получил финский бас Матти Салминен; в прошлые годы ее также были удостоены Фелисити Лотт, Дмитрий Китаенко, Шарль Дютуа, Кшиштоф Пендерецкий и другие. Он на сцене более 40 лет; славу ему принесли партии в операх Вагнера (любимой ролью он называет Короля Марка), в частности в знаменитой постановке «Кольца нибелунга» Патриса Шеро и Пьера Булеза. Впрочем, он поет и Моцарта, и Вебера, и Верди, и Мусоргского, и новую музыку. Хотя ему за 70, он известен как сторонник «режиссерской оперы», приветствуя самые смелые поиски в этой области. «С режиссерами у нас что-то вроде взаимной любви–ненависти, – рассказывает он. – Я не всегда с ними согласен, а порой и совсем нет. Однако меня неизменно окрыляет возможность увидеть знакомые оперы по-новому. Это настоящая радость, и режиссерская фантазия необыкновенно обогащает мою жизнь на сцене». Среди недавних работ маэстро – Рокко в новой постановке «Фиделио» под управлением Даниэля Баренбойма. Салминен также неоднократно исполнял заглавные партии в новых операх своих соотечественников, таких как «Король Лир» Саллинена и «Распутин» Раутаваары.

Титула «Исполнитель года» ICMA удостоена альтистка Табеа Циммерман; среди лауреатов прежних лет – тромбонист и дирижер Кристиан Линдберг, скрипачи Кристиан Тецлафф и Каролин Видман, дирижер Эса-Пекка Салонен. Несколько лет назад она играла в Москве Альтовый концерт Уолтона, хотя известна в первую очередь как исполнительница современной музыки; на ее счету – несколько десятков премьер, в том числе сочинения Хайнца Холлигера, Вольфганга Рима, Йорга Видмана, Брюно Мантовани, Салли Бимиш, Матиаса Пинчера, Александра Гёра. В 1994 году Циммерман впервые сыграла Сонату для альта соло Лигети, которую по-прежнему считает недостижимой вершиной современного альтового репертуара, с ужасом вспоминая, что на подготовку премьеры у нее было всего шесть недель.

«Лейблом года» названа шведская фирма BIS, с момента основания в 1973 году выпустившая около двух тысяч дисков, из которых до сих пор купить можно любой: BIS – единственный среди крупнейших мировых лейблов, в актуальном каталоге которого доступно каждое из выпущенных названий. Среди крупнейших достижений BIS – полные собрания сочинений Сибелиуса (включая премьерную запись ранней версии Скрипичного концерта) и Шнитке, а также цикл кантат Баха, записанный ансамблем Bach Collegium Japan под управлением Масааки Судзуки. Основатель и бессменный руководитель BIS, Роберт фон Бар, рассказывает о том, как его первая жена, флейтистка Гунилла фон Бар, искала лейбл для того, чтобы выпустить дебютный альбом, и оказалось проще основать новую фирму, чем предложить запись молодой дебютантки крупной компании. Теперь среди постоянных артистов BIS – вторая жена фон Бара, Шарон Безали, также флейтистка, и ей посвящают новые сочинения крупнейшие современные композиторы, от Софии Губайдулиной до Калеви Ахо.

За «Особые достижения» награждена еще одна фирма, Naxos, во главе с ее основателем и продюсером Клаусом Хейманом. Она едва ли нуждается в представлении, напомню лишь слова выдающегося дирижера Леонарда Слаткина из интервью, данного в Москве 4 года назад: «Крупные лейблы больше ничего не значат. У Naxos же великолепно налажено распространение по всему миру. И если я делаю запись, то знаю, что 25-30 тысяч копий будет продано. Naxos выигрывает и с точки зрения доступности цен. А главное, они дают артистам возможность выбирать репертуар самим! Например, я хочу записать Копланда или Дютийе. Ни Deutsche Grammophon, ни Sony за это не взялись бы, и я счастлив делать это для Naxos. Сегодня именно они – крупнейший мировой лейбл. Для них же мы записали “Песни невинности и опыта” американского композитора Уильяма Болкома – масштабный опус, длиннее симфоний Малера! Кто бы взялся за это из крупных фирм? Они сразу сказали бы, что теряют на этом много денег. А наша запись получила четыре “Грэмми” и продавалась на удивление хорошо».

В категории «Лучшие молодые исполнители года» отмечены немецко-итальянская пианистка Софи Пачини и французская певица Эльза Драйсиг. Год назад Драйсиг стала победительницей конкурса «Опералия» Пласидо Доминго, тогда же «Молодой артисткой года» ее назвал авторитетный журнал Opernwelt. Этому предшествовал ряд побед на международных конкурсах, а в прошлом сезоне она стала артисткой студии при Берлинской Штаатсопер, где вскоре исполнила центральные партии в операх Моцарта, Глюка, Мартину. Со следующего сезона она принята в труппу Берлинской Штаатсопер, где ее ждут новые роли.

Немало лауреатских званий и у Софи Пачини, начавшей побеждать на конкурсах еще в 2002 году и выпустившей первый CD еще 5 лет назад. В 2010 году она была гостем фестиваля Марты Аргерих в Лугано, два года спустя выступала на Рурском фортепианном фестивале. Летом она дебютирует на Зальцбургском фестивале.

Награду «Открытие года» получил 15-летний немецкий пианист Роберт Нойман, студент Фрайбургской академии музыки. Российской публике он известен по выступлению на фестивале «Москва встречает друзей».

Среди аудио- и видеодисков, отмеченных наградой, следует выделить программу барочной вокальной музыки, записанную Анной Прохазкой в сопровождении ансамбля Il Giardino Armonico и неутомимого Джованни Антонини (попутно записывающего полный цикл симфоний Гайдна). В этой же категории отмечена и запись «Страстей по Иоанну» Баха под управлением Рене Якобса.
«Лучшая оперная запись» – «Коперник» Клода Вивье, написанная около 40 лет назад.

«Лучшая сольная инструментальная запись» – «Времена года» Чайковского в исполнении Елены Башкировой. Каролин Видман, один из «Артистов года» ICMA прошлых лет, награждена за запись скрипичных концертов Шумана и Мендельсона с Камерным оркестром Европы.

«Лучшая оркестровая запись» – последний концерт Клаудио Аббадо, под управлением которого «берлинские филармоники» играли Мендельсона и Берлиоза. Среди награжденных – трубач Габор Болдоцки с концертами ХХ века для трубы с оркестром, виолончелист Готье Капюсон с Концертом Лютославского, а также цюрихская постановка «Воццека» под управлением Фабио Луизи и документальный фильм о Леонарде Бернстайне.

За «Особые достижения» награждены также лейпцигский оркестр Гевандхаус, тем более не нуждающийся в представлении, и коллектив Ensemble Esperanza из Лихтенштейна. Игру молодого ансамбля, равно как и легендарного оркестра, можно услышать 1 апреля на гала-концерте в честь вручения премии ICMA. Гала-концерт из зала Гевандхаус будет транслироваться Европейским радиовещательным союзом.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»