Интервью

Владимир ФЕДОСЕЕВ: Счастье – быть самим собой

Владимир ФЕДОСЕЕВ: Счастье – быть самим собой

Дирижер с мировым именем, музыкальный деятель-просветитель, педагог Владимир Иванович Федосеев отмечает в эти дни 85-летие. Эти цифры никак не ассоциируются с творческой деятельностью маэстро, насыщенной выступлениями в разных уголках мира. Федосеев – один из ярких брендов русской культуры, хорошо известных и почитаемых за рубежом, причем не только как интерпретатора отечественной музыки, но и европейских классиков. Поздравляя артиста с юбилеем, мы попросили его рассказать о текущей концертной жизни и поделиться своей «формулой счастья».

Евгения КРИВИЦКАЯ

– Уважаемый Владимир Иванович, этот год проходит у вас с особым творческим размахом и интенсивностью. Вы уже побывали с концертами в Японии, Венгрии, Испании, выступили в самых разных уголках России: география простерлась от Новосибирска до Калининграда… Была ли внутренняя связь между этими гастролями, или каждый вояж стал уникальным проектом?
– На мой взгляд, даже в предельно цельном и логично выстроенном концертном турне любое выступление в чем-то уникально. И каждый из концертов этого года – между которыми, конечно, были связующие нити – занял свое место в моей памяти. Здесь очень важны ощущения слушателей, их реакция на сиюминутное слияние с музыкой, непосредственное воздействие музыки не только на слушателей, но и на нас – исполнителей. Важны чувства моих коллег, артистов оркестра, не торопящихся расходиться по автобусам, и приятное «опустошение» после выступления…

– Среди городов вашего юбилейного турне был Липецк, где вы выступили на открытии фестиваля им. Т.Н.Хренникова. Но выбрали сочинения П.И.Чайковского. А вы ведь были лично знакомы с Тихоном Николаевичем. Что бы сказали сейчас, спустя десятилетия, об этой фигуре нашей музыкальной истории?
– Я всегда вспоминаю Тихона Николаевича с благодарностью. Он поддержал многие светлые идеи в нашей музыкальной жизни. Относился к интересным предложениям с неизменным желанием помочь, умел разглядеть в молодых и только начинающих музыкантах залог будущего. Обладая значительной властью, он использовал ее во имя нашей культуры, поддерживал талантливых музыкантов. Бог дал Тихону Николаевичу не только дар организатора, но – дар мелодиста, создавшего удивительные, прекрасные, в первую очередь песенные, мелодии, трогающие слушателя и сегодня.

– Вы много играли и продолжаете включать в свои программы отечественных композиторов старшего поколения – Свиридова, Гаврилина, Рубина, Леденёва, Солина, не говоря уже о Шостаковиче, Прокофьеве… А попадают ли к вам партитуры авторов наших дней, поколения 30-летних?
– Сотрудничество с перечисленными композиторами – это бесценные воспоминания, светлые страницы моей жизни. Близкое знакомство, дружеское общение с этими выдающимися людьми и сейчас питают мою душу, вдохновляя и печаля, что некоторые из них рано уходили. Но ведь не ушли, остались с нами – звучат, да как сильно и современно. Что касается партитур авторов наших дней – увы, должен сказать, что они ко мне попадают нечасто. Радостно держать в руках партитуры современников, играть сочинения В.Рубина, В.Кикты, А.Сойникова. Но следующее поколение композиторов – где оно?

– Япония сейчас в центре внимания в связи с международным проектом Министерства культуры «Русские Сезоны». Расскажите, как прошли ваши гастроли в феврале – вы ведь встали за пульт очень известного японского коллектива NHK. Ваши впечатления? Какова была программа?
– Мои контакты с японскими оркестрами давние и, дай Бог, – прочные. Я начинал когда-то с Токийским столичным симфоническим оркестром, и с благодарностью вспоминаю это начало. Теперь моими коллегами и друзьями стали музыканты NHK, с которыми я играл сочинения Хачатуряна, Такэмицу, Бородина, Шостаковича. Это – оркестр, я бы сказал, «высокой пробы», блестяще оснащенный технически, но при этом, что немаловажно, можно прикоснуться и к его душе.

– Теперь запланирована ваша поездка в Японию с БСО? Чем вы порадуете японских слушателей?
– Да, в ноябре будет несколько концертов в Японии с БСО – мы выступим в таких городах, как Сидзуока, Нисиномия, Мориока, Миядзаки и, конечно, в Токио. В одном из концертов исполним русско-японским составом оперу Чайковского «Евгений Онегин». Порадуем друг друга совместным музицированием…

– Насколько важной вам видится сама идея проекта «Русские Сезоны», когда государство фактически берет на себя роль импресарио?
– Это – замечательная, хотя исторически не новая, идея. И я сердечно благодарен руководителям государственных институтов за то, что вспомнили об этой прекрасной традиции. Сейчас это очень своевременно.

– Поговорим еще об одной стороне вашей деятельности – опере. Зимой вы получили приглашение стать музыкальным руководителем «Геликон-оперы». Есть ли конкретные договоренности на какую-либо постановку в этом театре? И вообще – ваши оперные планы на следующий сезон?
– Я люблю «Геликон» – живой молодой организм – и был очень польщен предложением стать его музыкальным руководителем. Думаю, что он в добрых руках: Дмитрий Александрович Бертман страстно и смело «взял правильную ноту». Желаю ему и всем артистам «Геликона» неослабевающих сил.

– Среди ваших программ особое место занимает жанр музыкально-литературной композиции. Таких программ прошло множество за эти годы, каждая – с интересным ракурсом, с яркими драматическими актерами. Как рождаются идеи таких проектов?
– У нас в БСО есть истинно творческие люди. Я имею в виду не только музыкантов, но и небольшую группу творческой администрации, способной думать о времени теперешнем и перспективе, о важности нового в сочетании с традициями. Я очень ценю эту творческую дружбу – мы работаем вместе, вместе ищем.

– Только что завершились «Письма Бетховена». Знаю, что есть конкретные идеи продолжения такой «эпистолярной» серии. Кто следующий герой и почему?
– Планы большие, интереснейшие по содержанию, ощущению истории и дня сегодняшнего. Следующие циклы будут посвящены Чайковскому и Брамсу…

– Для обычных людей вы – Артист, Небожитель. Но и вы, конечно же, не проходите мимо обычных человеческих проблем. Позволите несколько блиц-вопросов? Скажите, что в вашем представлении счастье?
– Быть самим собой…

– Что в вашем представлении несчастье?
– Не знать Любви.

– Чего вы не прощаете другим?
– Предательства.

– Чего вы не прощаете себе?
– Равнодушия.

– Ваш жизненный девиз?
– Жить по правде.